По оперативным данным НБУ в октябре украинцы в том или ином виде сняли со счетов банков 17,6 миллиарда гривен — на такую сумму «похудели» банковские депозиты за первые 20 дней октября. Об этом сообщил глава НБУ Владимир Стельмах. Причем более 13,5 миллиарда гривен забрали физлица. Еще в начале октября давление такой массы гривны ощущали в автосалонах, где выросла реализация недорогих автомобилей, приобретаемых без использования кредитных схем. Но ближе к концу месяца число сделок сократилось. В третьей декаде покупатели вновь стали активно интересоваться ценами на авто, чьи прайсы указывают в гривне.
Дилеры уловили момент и многие утановили фиксированый курс доллара, близкий к нацбанковским 5 грн, чтобы психологически не пугать клиентов, тем более, что они могут себе это позволить. Большинство акционных машин были закуплены еще при прежнем курсе. Однако ситуация на валютном рынке меняется очень стремительно. Сейчас уже в НБУ стали говорить о 6,0 грн.$, понятно что в дилерских сетях не смогут долго держать 20%-ый курсовой удар. Крупнейшие операторы стали поговаривать о пересмотре цен.
Сейчас дилеры очень осторожно следят за ценовой политикой, фактически "играя" на грани. Почти все операторы имеют большие остатки на складах, от которых нужно оперативно избавляться. С другой стороны межбанковский курс доллара уже активно штурмует отметку 6,0 грн.$., что вызывает напряжение в дилерских кругах.
Но сегодня дилеры четко осознают возможные последствия поднятия цен, так как некоторые операторы уже пошли на этот рискованный шаг и моментально потеряли в продажах. Спад был очень существенный. Сейчас спрос очень эластичный и изменение ценовой политики может поломать все прогнозы продаж.
В однозначном выиграше сейчас смелые дилеры, решившие зафиксировать курс доллара для клиентов, либо вообще удерживающие прежние гривневые цены. Другой вопрос: "Насколько долго они смогут их держать?" Точный ответ на этот вопрос сейчас не знает никто.
По предварительной информации, полученной у крупнейших операторов рынка, цены останутся стабильными еще максимум до конца ноября, после чего большинство их будет пересматривать. Правда все наши собесседники делали многочисленные поправки на "если...", "в случае..." и т.п. Реально все будет зависеть от остатков: если стоки будут несущественными - произойдет изменение цен. Если курс зашкалит за 6,0 грн.$ - цены тоже поменяют.
Большинство отмечало, что будут держать до последнего цены только на автомобили 2007 и 2008 г.в., а "свежие" партии вынуждены будут ценить по-новому, поскольку закупают их уже по новому курсу.
Подсознательно у многих время "Ч" назначено - 1-10 ноября. Но оно может наступить и раньше, учитывая панические настроения на межбанковской бирже. В "УкрАвто" несколько дней назад пообещали держать цены до 30 ноября, что будет сдерживать и остальных операторов не слишком торопится с пересмотром ценовой политики. Но в условиях паники сможет ли "УкрАвто" выполнить свои обещания?
Все наши интервьюэры отмечали, что авторынок сейчас абсолютно не готов к новым акцизам, которые предлагают поднять в Кабмине. Искуственный скачек цен при такой сложной ситуации будет равнозначен краху рынка и всего бизнес-процесса вокруг него. Более того, перепозиционирование опять всего модельного ряда, окончательно собьет с толку покупателей, которые и так еле привыкли к новым ценам после ВТО, и начали интересоваться автомобилями. Два таких глобальных потрясения внутри одного года, рынок просто не выдержит, и опять начнет формироваться отложенный спрос.
По данным, за 9 месяцев на покупку автомобилей украинцы потратили 6,8 млрд. евро, а только за 3 квартал 2008 года - 2,3 млрд. евро. Сейчас у людей на руках около 2,6 млрд. евро - почти на квартальный план продаж! Понятно, что не все они будут пущены на покупку автомобилей, но ведь еще месяц назад эта масса и не "жгла" руки...