В 1906 году князем В.Орловым был создан Гараж его Императорского величества. Для этих целей за границей было заказано с десяток машин и подобраны квалифицированные шоферы. Поначалу Орлов лично возил царя, а позже доверил особу императора французу А.Кегрессу. Тот начал приобретать новые авто, нанимать водителей, и к 1913 году в царском гараже было почти 60 машин 17-ти марок, в том числе и автомобили отечественных заводов «Руссо-Балт» и «Лесснер». Любимым автомобилем Николая II был французский «Делонэ-Белльвилль».
После Февральской революции гараж стал обслуживать Временное правительство, а после Октябрьской - большевиков. В середине двадцатых годов почти все царские машины были списаны. К сожалению, большевики никогда не славились бережным отношением к «имперскому наследию» и уникальные царские раритетные машины канули в лету.
В 1921 году имперский гараж стал носить имя Кремлевского гаража особого назначения или попросту ГОНа. Заведующим данного учреждения был назначен личный шофер Ленина С. Гиль. А первой машиной стал «ленинский бронивичек» - французский «Тюрка Мери». С приходом Сталина к власти в гараже также появились «свои» люди. Личный шофер Сталина П.Удалов руководил им до смерти своего именитого пассажира.
Вот как вспоминает выезды сталинского кортежа очевидец: «Насколько мог судить (жил возле Дзержинской площади, где они ездили по десять раз на дню), существовал железный стандарт. Впереди черный «паккард» с зелеными стеклами. В нем ехал Сталин. Сидел непременно рядом с шофером. Почему такая позиция, кстати, противоречащая соображениям безопасности? Могу только догадываться, что по тогдашней малой культурности и спесивости верхов сидеть сзади выглядело унизительно. А тут — как на капитанском мостике. Вслед за «паккардом» битком набитый охранниками длиннейший американский же лимузин «линкольн». Но, пожалуй, более волнующим было приближение кортежа, а не его проезд. В уличный шум издали врывались резкие, громкие ноты — наперебой клаксонили обе машины. Надо было предупредить уличных регулировщиков, чтобы переключили красный свет светофоров на зеленый, и разогнать пешеходов, толпами пересекавших улицу где попало — на сельский манер. Тогда регулировщики телефонной, тем более радиосвязи не имели, светофоры переключали вручную. Зато на основных улицах стояли они через каждые двести метров.
В первые военные годы пара «паккард» - «линкольн» осталась неизменной. Иной не видел. Но что изменилось - так это маршруты. До войны ездили по одним и тем же улицам, в одни и те же часы. А в военные годы стали ездить каждый день разными маршрутами, чтобы уберечься от покушений немецких диверсантов.
Сразу после войны кортежи преобразились - из Германии привезли кучу военных трофеев. Да каких - гигантские, сверкающие «хорьхи», «даймлеры». И правительство начало ездить на них. Не знаю, на всех ли хватило, но Буденный, например, катал на «мерседесе» Гиммлера, огромной коробкообразной машине».
Одновременно с ростом молодой советской республики росли и аппетиты правящей верхушки. Известный автолюбитель Брежнев был уже обладателем десятка Роллс-ройсов, Линкольнов и Мерседесов, с которыми связано немало баек.
Вот одна из них. Десятому отделу ГАИ, который обеспечивал сопровождение, объявили, что Леонид Ильич поедет в Завидово. Ленинградку всю очистили, нагнали гаишников. И вдруг на шоссе выезжает «Фольксваген Жук». Гаишник сначала глазам не поверил, а потом начал жезлом махать: дескать, вали отсюда, пока цел. А «Жук» не слушается. Сзади уже милицейские машины показались. В последний момент смотрит гаишник на «Жук» - а за рулем Брежнев сидит.
А вот другая история тоже похожая на правду. Брежнев, безумно любивший водить дорогие машины, как-то в Завидове исхитрился забраться в «ЗИЛ» и в одиночку, без охраны, рванул в Москву. Из резиденции посыпались требования всем по маршруту сопровождать бешено мчащийся «ЗИЛ». Да разве догонит его гаишный «жигуленок» - домчался генсек до Москвы в одиночку, а потом посмеивался над охраной — это мне вас впору охранять, а не вам меня. Брежнев вообще любил быструю езду, а когда кортеж летит со скоростью 150-180 км/ч, гаишникам приходилось расчищать путь перед ним километров на десять. Однако и скорость не спасла Брежнева от покушения - в 1969 году младший лейтенант Ильин подкараулил кортеж на въезде в Кремль и расстрелял из двух пистолетов машину. Генсек даже испугаться не успел, а вот сотрудник ГОНа погиб.
После распада СССР власть уже окончательно отстранилась от отечественного авто, пересев на шикарные иномарки. Так президент всея Руси Ельцин ездил уже на бронированном «шестисотом». Это, кстати, был первый такой «мерседес» - до 1995 года концерн не занимался удлинением своих автомобилей, это делали тюнинговые фирмы. Машину разрезали пополам, в середину вваривали вставку. Ельцинский же пульман был создан на заводах «Мерседес-Бенц» сразу длинным и бронированным, в нем были воплощены все тогдашние технические достижения - ведь машина предназначалась канцлеру ФРГ Г.Колю. То ли друг Гельмут презентовал его другу Борису, то ли сказались хорошие связи ГОНа с концерном, но первый в истории концерна пульман оказался в кремлевском гараже.
О наивной попытке Б.Немцова пересадить чиновников на «волги» можно и не вспоминать, хотя горьковские машины в Кремлевском гараже особого назначения присутствуют. Правда, изрядно переделанные в Финляндии - у них автоматическая КПП, фордовский мотор, комфортабельный салон. И, конечно, чиновники высокого уровня на них не ездят, ГАЗ-3102 даже как машины сопровождения практически не используются — охрана предпочитает «геленденвагены».
Как ни странно, еще не так давно машины завода им. Лихачева (ЗИЛы 114, 115 и 117) были второй по численности маркой ГОНа после мерседесов. Но деградация завода лишила кремлевский гараж возможности пополнять парк отечественными авто. Да и зачем тратить родимые рубли, когда есть чужая валюта. Тем более, что бюджетом распоряжаются правительство и Госдума, а уж они о себе не забудут. Если надо, законодательно оформят свои привилегии.
На данный момент Кремлевский парк насчитывает менее 150 автомобилей. Среди них “Мерседесы”, ЗИЛы, “Фольксвагены”, “Вольво”, машины других марок. ГОН отличается четкой и слаженной деятельностью. Здесь постоянно ведется огромная профилактическая работа и не только с автомобилями: водители регулярно тренируются в вождении и стрельбе.
Гараж для оперативных выездов всегда полуоткрыт. Когда в диспетчерскую ГОНа поступает команда: “Кортеж - на выезд!”, лимузин президента в сопровождении трех машин срывается с места. Шеф службы безопасности сидит рядом с водителем. После каждой поездки президентский автомобиль вручную моют, затем следует обязательный техосмотр. Машины, стоящие в гараже, осматривают ежедневно, а два раза в месяц тестируют. После капитальной проверки автомобиль обязан опробовать кто-то из руководства ГОНа, и только после этого за руль садится водитель. Раз в неделю все машины полируют и ежедневно вручную моют. Так сложилось, что эту работу здесь доверяют только женщинам.
Сейчас Российский президент ездит на “Мерседесе”, сделанном по специальному заказу. Причем, подав заявку на лимузин, необходимо ждать год, а то и больше, так как заказы на бронированные машины неконвейерной сборки поступают на фирму со всего мира. Лимузинов в гараже каждого главы государства непременно должно быть как минимум два, чтобы было куда пересесть в экстренном случае.
Президент ездит на лимузинах далеко не всегда. Для поездок по стране чаще всего используется микроавтобус. Обычно президентский кортеж включает в себя пять автомобилей. Один основной — “пульман”, который идет в окружении двух автомобилей выездной охраны, автомобиль связи и еще может быть один резервный. Автомобиль президента могут сопровождать внедорожники, например “Мерседесы Е-420″.
Кремлевский гараж особого назначения обслуживает не только президента, премьер-министра и его замов, но и руководителей силовых министерств, Конституционного и арбитражного судов, обеих палат парламента, а кроме того около сотни зарубежных делегаций в год.