После вступления в ВТО автомобили подорожают

11:07 07.02.2008
После вступления в ВТО автомобили подорожают

Информация об отсутствии переходного периода для автомобильной промышленности после вступления Украины в ВТО, позволяет прогнозировать ситуацию на рынке и вносит ясность с будущим ценообразованием. Спровоцируют тенденцию роста цен на авто российские автомобили.

Комментарии про будущее изменение цен Генерального Директора ВААИД Олега Назаренко.

«После обнародования протоколов Соглашения стало очевидным, что новые ставки пошлин начнут действовать не ранее 1 января 2009 года, то есть раньше этой даты изменений в ценообразовании вообще не ожидается. А после этой даты возможен даже рост цен. Я поясню.

Очень важен момент, о котором сейчас мало говорят - Межправительственное Соглашение между Украиной и Россией о беспошлинной торговле, а точнее, его судьба.»

Олег Назаренко полагает, что именно данный документ может полностью повлиять на ценообразование на украинском автомобильном рынке в сторону роста цен, и вот почему…- После подписания протокола с ВТО, Украина взяла на себя обязательства обеспечивать принципы равенства при доступе на свой рынок для всех участников ВТО. А Межправительственное Соглашение с Россией предусматривает нулевую пошлину на автомобили из Российской Федерации. Это явное нарушение основных принципов ВТО и Украине придется либо разорвать Межправительственное Соглашение с РФ, либо вывести из него автомобили, а соответственно, и машинокомплекты из аналогичного Ашгабадского соглашения.

Как только это будет сделано, автомобили ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ИЖ будут облагаться 10%-ой пошлиной, что неминуемо приведет к 12%-ому их удорожанию. Такой рост цены в очень эластичном сегменте рынка (АвтоВАЗ занимал по итогам 2007 года 23,5% рынка) означает ужесточение конкуренции на 55%-ах рынка. Конечно, АвтоВАЗ будет вынужден реагировать и стремиться сохранить конкурентоспособность своих моделей, но против экономики не пойдешь, и рост цен здесь неизбежен.

В то же время, АвтоВАЗ фактически многие годы формировал цены на половине рынка, не позволяя Daewoo, ЗАЗу и др. поднимать стоимость своих авто, чтобы не терять рынок. И действительно, Daewoo, ЗАЗ, Chevrolet долгое время держали цены, повышая их лишь на небольшие суммы. Когда исчезнет сдерживающий фактор (рост цен на российские авто. Прим. Ред.), пойдет вверх цена вышеназванных автомобилей. Этому способствует и тот факт, что с 1 января 2008 года у автопроизводителей больше нет льгот (20% НДС, акцизного сбора и т.п.) и они не могут «держать» их за счет своей прибыли. Пока они подняли цены незначительно, чтобы полностью не обвалить свои продажи, но утрата 20%-ой преференции рано или поздно заставит их повышать цены, чтобы вести свою экономику. Катализатором этого процесса станет именно рост цен на российские автомобили.

Скорее всего, произойдет значительное перепозиционирование украинского рынка в ценовом сегменте до 20000 евро. Подчеркнем, что с утратой льгот автопроизводителями и введением 10% пошлины на импортные авто, простая SKD-сборка автомобилей становится малорентабельной, а порой вообще убыточной. Многие сборочные программы будут сворачиваться, а автомобили поставляться в Украину в виде готового импорта с пошлиной 10%, а это более половины всего рынка. По сравнению с существующей ценой это тоже даст удорожание на 5-6%. Опять же речь идет о массовом «бюджетном» сегменте, то есть о 55% рынка.

Казалось, импортеры смогут воспользоваться ситуацией, но здесь Олег Назаренко уверен в обратном.

«- Каждый импортер регулярно сообщает производителю информацию о ценах на внутреннем рынке и величине пошлин. Мировые автопроизводители, исходя из этой информации, определяют отпускные цены, чтобы, к примеру, Toyota не была дешевле Opel, а Volkswagen Golf не конкурировал с Chevrolet Lacetti. Они четко следят, чтобы импортер зарабатывал ровно столько, сколько он должен зарабатывать. Яркий пример тому – очереди на популярные автомобили в Украине. Казалось, достаточно поднять цену на Nissan Qashqai или Honda Civic и очереди исчезнут, но в 2007 году этого не было. Почему? Потому что интересы этих компаний в Украине представляют дочерние фирмы Nissan и Honda, и они не допускали роста цен, даже не смотря на ажиотажный спрос и многомесячные очереди.

Так будет и в случае с понижением пошлин. Как только удорожание цен на российские и отечественные автомобили спровоцирует рост цен на 55% рынка, автоконцерны изменят отпускные цены на иномарки. Рост цен на ранее собираемые автомобили (Opel, Chevrolet, Chery, Hyundai, KIA) подтолкнет к росту цен на «чистые» иномарки, чтобы остаться в четкой дистанции с основными конкурентами. А если пересмотрят цены на автомобили С-класса, то неизбежно их изменят в D-классе, внедорожниках и т.д. Это цепная реакция. 

 Аналитику Олега Назаренко полностью подтверждают и слова Президента ВААИД Станислава Щербины:

«- Ни один производитель не даст импортерам зарабатывать больше, чем было ранее. Как только они получат информацию, что у нас снижается пошлина на 15%, будут пересмотрены закупочные цены на следующий период. Мировые автоконцерны четко следят за ценообразованием на рынках и не допустят, чтобы в пределах одной территориальной зоны цены разнились так существенно. Иначе начнется «серый» импорт между соседними странами, а этого никто не приветствует».

Тем не менее, по словам Станислава Щербины снижение цен на авто не возможно. А в самом массовом секторе вероятен рост цен, спровоцированный российской группой.

-ЗАЗ давно бы поднял цену на «Славуту», но он не мог этого сделать из-за ВАЗовских цен, иначе потребитель преимущественно выбрал бы ВАЗ. А сократить объем продаж – это сократить объем производства, сократить число рабочих мест и т.д. Вот и приходилось выпускать «Таврию» и «Славуту» порой даже в убыток, лишь бы сохранить производство. Как только поднимутся цены на ВАЗы, ЗАЗ вынужден будет последовать его примеру. А дальше идет цепная реакция. 

 К мнению руководства ВААИД необходимо добавить еще инфляционные моменты. По данным, в 2007 году средняя цена автомобиля, за которую покупали украинцы составила 13,3 тыс. евро, против 12,5 тыс. евро в 2006 году. То есть, только за год средняя стоимость покупки поднялась на 800 евро, при условии стабильности ситуации. В сегменте до 20 тыс. евро потратили 62% всех денег, приходившихся на автомобили, а этот сегмент и формирует весь рынок. Другими словами, стоимость автомобилей ежегодно растет в силу многих факторов (курсов евро, роста цен на мировом рынке, удорожания логистики, аренды и т.д.)

Есть еще «автомобильная инфляция» - удорожание каждого нового поколения автомобилей, в силу ужесточения норм токсичности, увеличения комплектации, применения новых систем. В 2008 году на рынок выходит много новинок, подверженных «автомобильной инфляции». Например, в январе презентовали New Mazda6, которая дороже предшественницы на 10-12%, в силу большей технологичности. То же самое характерно и для большинства других премьер. Учитывая целую группу факторов («автомобильную инфляцию», рост средней цены автомобиля, «толчек» удорожания в российской группе, переход от сборки к прямому импорту и т.д,) в 2009 году автомобили будут дорожать.


Источник: АвтоКонсалтинг
Назад   ·   Вверх   ·   На главную
© InfoCar.ua 2005 - 2015