На прошлой неделе Асоциация Автопроизводителей «Укравтопром» и Клуб Автомобильных журналистов провели пресс-конференцию, где попытались обрисовать ситуацию в автопроме после вступления Украины в ВТО.
Напомним, что с 1 января закончилось действие льгот автопроизводителям в рамках закона «О Стимулировании…», а одним из условий вступления Украины в ВТО обозначено снижение пошлин на импортные авто с нынешних 25% до 10%.
В таких условиях автопроизводители (на пресс-конференции были представлены ЗАЗ и «Богдан») предрекают сокращение национального производства и заполнение рынка импортными авто. При очевидных преимуществах ВТО, членство в этой организации таит и «подводные камни».
В частности, для автопрома это чревато: Отсутствием равных условий с зарубежными автопроизводителями, в том числе по технологическому уровню, доступности кредитных ресурсов, ноу-хау; В условиях открытого рынка, где разница в цене будет заложена всего 10%-ой пошлиной, украинским автопроизводителям будет крайне сложно конкурировать с мировыми лидерами. В таких условиях неминуемо сокращение производства, которое по итогам 2007 года достигло 403 тыс. автомобилей.
Автопроизводители уповают на введение переходного периода, который даст им время провести модернизацию своих производств и быть готовыми к равной конкуренции. Вице-президент Корпорации «УкрАвто» Олег Папашев ссылается на пример России, которая договорилась о переходном периоде, в результате которого пошлина с нынешних 25% к 2012 году снизится до 22%, а лишь к 2015 году к величине 15%. В Украине пока ставится вопрос о моментальном снижении пошлины с 25% до 10%.
Кроме переходного периода украинские автопроизводители намерены добиваться приведения норм налогообложения к стандартам ЕС, уменьшения налоговой нагрузки предприятий (освобождения от налога на прибыль, реинвестируемой в производство, освобождения от пошлин на оборудования для производства, льгот по уплате НДС), государственной поддержки отрасли, в том числе по стимулировании экспорта, регулирования рынка.
Заметим, что в той или иной мере, эти инициативы уже были закреплены в законе «О стимулировании…», который действовал в Украине почти 10 лет. Сейчас уже можно говорить, что Закон «О стимулировании…» дал свои «плоды», и автопроизводство в Украине с 19 тыс. штук в 1998 году возросло до 403 тыс. штук. Рост только за последний год составил 39%. Но «плоды» Закона, в то же время, оказались не такими и «лечебными»: подавляющее большинство в нынешних показателях – это крупноузловая сборка SKD, которая не способствует развитию отрасли, а лишь позволяет «выживать» автопроизводителям в борьбе с иномарками. Из полномасштабных производств за 10 лет в Украине появился только Черкасский завод «Богдан», да полностью и качественно обновился Запорожский автозавод. Буквально в шаге от создания полномасштабного производства находится закарпатский «Еврокар».
А теперь проанализируем какие «плоды» пожинают в России, где уже подписано 22 соглашения о промышленной сборке с мировыми лидерами на сумму свыше $4,2 млрд. Уже построено, строится или на этапе проектирования полтора десятка заводов от непосредственных автопроизводителей. В Украине, которая заняла 7-е место в Европе по объему рынка в 2007 году, пока не замечено ни одного иностранного инвестора, готового построить автозавод с нуля. А ведь в конце 90-х такие желающие были.
Если Государство не учтет уроки Закона «О Стимулировании…», а также не возьмет на вооружение прозрачную политику соседней России в области автопроизводства, Украина рискует так и не привлечь на свою территорию новые автопроизводства и остаться в стороне от инвестиционного «дождя» в Восточной Европе. Тогда необходимо сохранить хотя бы уже существующие.
P.S. Пока, даже присутствующие на пресс-конференции "УкрАвто" и "Богдан", засобирались в Россию и строят автозавод в Нижегородской области. Это ли не показатель инвестиционной привлекательности.