На прошлой неделе приступил к обязанностям новый министр МВД Украины Юрий Луценко. Среди приоритетных задач главного милиционера – наведение порядка на дорогах. Президент страны Виктор Ющенко в последнее время также настойчиво проявляет личную заинтересованность проблемами ГАИ.
Велика вероятность того, что поправки в Закон об ответственности за нарушения правил дорожного движения, три года пылящиеся в Верховной Раде, будут приняты в ближайшем будущем. Что ждет автолюбителей? После анализа застрявшего в парламенте законопроекта выяснилось:
Размер штрафов вырастет. Максимальный штраф будет составлять 1800 гривен - за пьянство за рулем. За превышение скорости гаишники планируют штрафовать лихачей на 170 гривен. Самым распространенным будет штраф на сумму 80-100 гривен.
Инспектор ГАИ обязан будет выписать постановление о штрафе, которое нужно оплатить в сберкассе, получив соответствующую квитанцию. Правда, не понятно, кто и как будет следить за выполнением этого наказания. Законодательная база, регулирующая действия судебных исполнителей, которые и должны заниматься подобными делами, очень слабая. Попросту говоря, может оказаться, что инспектор ГАИ выпишет штраф, но платить его никто не будет.
Инспектор ГАИ сможет отбирать права. Правда, только у пьяных за рулем. Выпившему водителю будет выписан временный талон, а материалы дела отправят в суд. Если суд решит лишить водителя прав, они остаются в ГАИ. Если же решит только оштрафовать - виновник приносит квитанцию об уплате и забирает права назад. На вопрос, каким образом инспектор ГАИ будет определять, пьян водитель или трезв, ответа в законопроекте нет. Объективность наших гаишников, «на глазок» определяющих степень опьянения участников дорожного движения, общеизвестна.
Инспектор ГАИ сможет отбирать техпаспорт. Водители, и вполне оправдано, считают номерные знаки своего автомобиля личной собственностью. Вместо них гаишники смогут по новому закону отбирать техпаспорт. Покажется им, что на автомобиле, к примеру, перебитые номера, они отберут техпаспорт. А без него - прямая дорога на штрафплощадку.
Инспектор ГАИ будет начислять штрафные баллы. За незначительные правонарушения гаишники будут начислять штрафные баллы. Водители, которые набрали более 20 штрафных баллов в течение года, будут лишаться водительских прав на срок от шести месяцев до года.
К тем же, кто ослушается и все же после этого сядет за руль, будет применяться статья криминального кодекса. Подобная балльная система успешно действует в Польше. Правила именно этой страны взяты разработчиками за основу нового законопроекта. Вся информация о штрафных баллах должна храниться в единой базе данных. Ее создание и поддержание требует значительных бюджетных средств. Впрочем, в проекте бюджета Украины на следующий год, который вот-вот проголосуют депутаты, такая расходная статья предусмотрена. Вернуть потраченные средства предполагают за счет увеличенных размеров штрафов. Разработчики объясняют необходимость внесения изменений в правила дорожного движения неэффективностью механизма юридической ответственности за их нарушения. Ни для кого не секрет, что суды завалены административными протоколами.
Будет принята именно эта редакция законопроекта, или же другая - неизвестно. Понятно одно, ужесточать наказания за несоблюдение правил дорожного движения необходимо. Слишком впечатляет статистика дорожно-транспортных происшествий в нашей стране. За последний год на Украине в ДТП погибло в два раза больше людей, чем погибло украинцев за десять лет войны в Афганистане.