По официальным данным, в прошлом году в результате дорожно-транспортных происшествий в Украине погибли 3 454 человека, 32 736 – получили травмы разной степени тяжести.
Украина уверенно занимает одно из первых мест в Европе по количеству жертв ДТП. За пять лет на дорогах нашей страны погибли примерно столько же человек, сколько – за время войны на Востоке Украины. Смертельных ДТП в Украине в пять раз больше, чем в странах Евросоюза. Каждый год в Украине в дорожно-транспортных происшествиях гибнут более 3 тысяч человек и более 30 тысяч получают травмы. Ежегодно из-за ДТП страна теряет 5 млрд долларов или 2,5% ВВП. Ключевых факторов, которые формируют такую ужасную картину, три: плохие дорогие, беспечность водителей и отсутствие надлежащего технического контроля транспортных средств. Причем даже примерное вождение и полное следование правилам не может служить гарантией безопасности на дороге.
Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни хватался за голову, прежде чем в сесть в видавший виды маршрутный автобус. Или, оказавшись в такси, испытывали шоковую терапию, оценив, что творится в салоне авто.
Но многие ли из нас задавались вопросом, как такие транспортные средства могли оказаться на дороге? Кто «сделал» эти машины полноправными участниками дорожного движения? И как вообще этот автомобиль или автобус смогли пройти сертификацию или технический осмотр? Отсюда и отваливающиеся на ходу колеса, и самостоятельно открывающиеся двери у «маршруток», и масса ДТП, причиной которых указана «техническая неисправность» или «потеря управления» транспортным средством.
По официальной статистике количество ДТП и пострадавших в них за минувший год увеличилось почти на 20%. При этом, если верить цифрам, количество отремонтированных дорог увеличилось примерно на такую же цифру. Парадокс? Есть подозрение, что на статистику влияет и монополизация сферы обязательного технического контроля и сертификации транспортных средств, которая практически застопорила работу этой отрасли, превратила ее в фикцию.
Обязательный технический контроль в Украине осуществляют предприятия, которые аккредитованы и внесены в Реестр субъектов проведения обязательного технического контроля.
«На один автомобиль при технологически правильном осмотре в среднем уходит около 20-30 минут, - говорит эксперт Игорь Черненко. – Получается, при полной загрузке и 8-часовом рабочем дне, одно предприятие может обслужить около 24 машин. На 20 рабочих дней это получается около 480 автомобилей. Сейчас же мы знаем, что есть предприятия, которые выдают в месяц 2600 протоколов обязательного технического контроля. Это просто нереально».
Раньше в Украине было 57 предприятий, которые осуществляли сертификацию и были «уполномочены» Министерством инфраструктуры Украины. Сейчас таковых осталось 10. Но при этом количество выданных сертификатов на все транспортные средства (как новые, так и «б/у»), неуклонно растет. Эксперты отрасли уверяют, что, учитывая загрузку предприятий, при квалифицированном техническом осмотре автомобиля, это невозможно физически.
«Доходит до того, что некоторые центры предлагают клиенту выслать фотографии и данные автомобиля, а сами в свою очередь обязуются также по почте прислать документы пройденной сертификации», - говорит Игорь Черненко.
В итоге страдают не только участники дорожного движения, но и международная репутация Украины. Сложившаяся ситуация на наших дорогах в сфере техосмотров и сертификации автомобилей всерьез озаботила европейских партнеров. Представители ведущих европейских компаний, поставляющих оборудование для техосмотров и сертификации транспортных средств, ознакомившись с ситуацией в Украине (под их маркой продолжают завозить или неработающие, или уже отработавшее свое оборудование), обратились с письмом в Кабинет министров с просьбой повлиять на текущее положение дел. Следующий шаг – подача исковых заявлений в суд.
Немало критики вызвал и проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны». По мнению экспертов, принятие этого Закона приведет к монополизации рынка, а его нормы не отвечают требованиям Европейского Союза.
«Как это часто бывает, благими намерениями вымощена дорога в ад, - говорит Черненко. – За красивой вывеской скрывается большая монополизация рынка, происходящая уже сейчас. Которой просто нужно придать законную форму. В итоге мы получим то, что уже имеем, но в гораздо больших масштабах – фиктивные фирмы, липовые техосмотры и сертификации. И, как следствие, увеличение количества ДТП и летальных исходов».
Максим Розенко