На сайте МВД опубликован проект постановления «Про внесення змін до Порядку внесення відомостей про належного користувача транспортного засобу до Єдиного державного реєстру транспортних засобів». Его цель - усовершенствовать и упростить внесение сведений в Единый государственный реестр. Но, похоже, что это только предлог. AUTO-Consulting выяснил, что на самом деле хотят упростить и усовершенствовать в МВД, и как все это будет работать.
В пояснении к проекту Постановления написано, что главная проблема не в том, что нужна масса документов и подтверждений, чтобы попасть в Единый реестр. В соответствии с ч.1 статьи 53 Закона Украины “О дорожном движении” и ч.1 статьи 14 Кодекса Украины об административных правонарушениях, за нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме несет ответственность физическое лицо или руководитель юридического лица, за которым зарегистрировано транспортное средство.
Действительно, первые 100 дней работы автоматической фиксации нарушений ПДД выявили очень большую проблему несовершенства законодательства. Руководителей крупных предприятий и собственников автопарков буквально завалили постановлениями о штрафах. Но проблема еще и в том, что оплатить их они могут только как физлицо, а не отнести на затраты компании. И число таких штрафов постоянно растет.
Это значит, что если автомобиль передан, например, в лизинг, и находится под запретом отчуждения, или - в залоге у банка, или это - прокатное авто, сведения о его надлежащем пользователе - то есть человеке, который фактически управляет автомобилем, в Единый реестр не вносятся. Примерно такая же ситуация и с водителями автомобилей, которые принадлежат компаниям - юридическим лицам. А значит - в некоторых случаях их нельзя оштрафовать. Конкретно это касается нарушений ПДД, зафиксированных камерами автоматической фиксации и нарушений правил стоянки, парковки и остановки, зафиксированных специальными фото средствами.
Что касается автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, то сама процедура внесения сведений о надлежащем пользователе в Единый реестр не очень удобна и требует затрат времени. Например, необходимо личное присутствие в Сервисном центре МВД самого работника (водителя) и уполномоченного представителя компании. В электронном виде внести необходимые данные сейчас нельзя.
Как сообщил руководитель департамента безопасности и взыскания задолженностей компании OTP Leasing Владимир Байдюк, с момента начала работы камер, к ним пришло 661 уведомление о штрафах. Компании пришлось без налогов уплатить 86 тыс. грн. Причем, по словам Владимира Байдюка, это сумма за половинку штрафов, так как все было оплачено в льготный период. Проблема в том, что юридические лица-пользователи не имеют личного кабинета водителя, куда можно было вписывать надлежащих пользователей. То есть - тех реальных водителей, которые ездят на лизинговых автомобилях.
В OTP Leasing штрафы потом пересылают клиентам, но получается уже немного большая сумма, ведь туда добавляется НДС, услуги банка и военный сбор. Кроме того, пока некоторые клиенты раздумывают платить или нет, сумма штрафа удваивается. Нередко бывает и так, что происходит двойная оплата. Клиенты-нарушители, самостоятельно оплачивают штраф, получив персональное уведомление на смартфон, и тот же штраф параллельно оплачивает компания, которой принадлежит автомобиль, по постановлению о штрафе. Это связано с тем, что сообщение о том, что штраф оплачен, не появляется сразу после проплаты. Деньги могут быть зачислены и через 2-3 дня, поэтому, в компании того, что клиенты уже все оплатили, не видят.
Естественно, второй раз клиенты платить не хотят, и убытки ложатся на компанию, - рассказал господин Байдюк. Не говоря уже о том, что для компании оплата чужих штрафов - это лишняя работа, на которую нужно тратить время сотрудников, администрировать и контролировать.
В то же время, в “КредоБанке” сообщили, что у них нет проблем со штрафами на водителей автомобилей, которые находятся в залоге у банка.
Как сообщил директор компании Avis Украина Хайм Капельников, к ним также начали поступать постановления о правонарушениях на дороге, зафиксированные в автоматическом режиме и с помощью технических средств. Порадовало только то, - сказал господин Капельников, что таких постановлений по прокатным автомобилям пришло не так уж много. Всего с мая по август этого года выписано 20 постановлений о нарушении ПДД водителями автомобилей нашего прокатного парка. 15 из них - «Остановка запрещена» и 5 нарушений - «Превышение скорости».
Ответственность за оплату штрафов, в данном случае, несет владелец автомобилей, а владельцем прокатных автомобилей является автопрокатная компания (юридическое лицо). Тем не менее, штрафы поступают на имя директора автопрокатной компании, то есть, на меня лично, - сказал Хайм Капельников.
По мнению господина Капельникова, для прокатного и лизингового парка, ответственность было бы правильно возложить на юридическое лицо (компанию), а не на руководителя, как на ответственное лицо. Однако, это требует изменений в законодательстве. Надо подчеркнуть, что штраф за нарушение правил дорожного движения должен быть оплачен пользователем автомобиля или владельцем автомобиля (если это юридическое лицо). В случае, если пользователь не заплатил штраф, он не должен применяться к директору прокатной компании, так как его неправильно считать виновным в нарушении правил дорожного движения, которые он не совершал лично.
Фактически, вопрос дальнейшего взыскания штрафов с пользователей прокатными автомобилями возложен на автопрокатчика. В прокатном соглашении, которое подписывают арендаторы автомобилей указано, что штрафы за неправильную парковку, за нарушение правил дорожного движения водитель покрывает из собственных средств. И водитель, при получении автомобиля в прокат, подписывается под этим соглашением. На основании этого соглашения, автопрокатчик и обращается к водителю, который арендовал автомобиль с вопросом оплаты (возмещения) штрафа.
Хайм Капельников считает, что регистрация надлежащего пользователя транспортного средства упростила бы процедуру взимания штрафов с пользователей автомобилями. Но это было бы эффективно только для пользователей лизинговым автопарком. В лизинге автомобиль находится у одного пользователя долгий срок. В прокатном секторе пользователи автомобилей часто меняются. Avis предоставляет автомобили в прокат даже на 1 сутки. В этом случае ежедневная регистрация нового пользователя затруднительна. Кроме этого, зарегистрировать надлежащего пользователя транспортного средства будет возможным только, если он является гражданином Украины. Иностранца зарегистрировать невозможно, а таких клиентов по прокату до карантина в Avis было, по крайней мере, 50%.
За рубежом это работает так: прокатчик предоставляет полиции данные о пользователе автомобиля и полиция направляет квитанции на уплату штрафов за нарушение ПДД непосредственно водителям прокатных автомобилей. Штрафы могут поступать по почте даже в течение 8 месяцев после окончания срока проката. Ответственность за их оплату несет сам водитель.
Эти сложности и призван решить проект Постановления, поданный на рассмотрение Кабмина и разработанный по инициативе МВД Украины. В частности, когда Постановление примут, это позволит вносить надлежащих пользователей в Единый реестр по электронному заявлению, заверенному электронной подписью. А также - убирать их из Единого реестра, в случае досрочного прекращения договора аренды или лизинга автомобиля. Утверждение такого Постановления даст возможность привлекать к ответственности именно то лицо, которое было за рулем и совершило нарушение ПДД.
Немного странно, что в данном проекте никак не упоминаются владельцы (водители) автомобилей на так называемых «евробляхах». Их до сих пор немало ездит по нашим дорогам в ожидании внезапной амнистии. Как собираются их идентифицировать и взимать с них штрафы - пока не ясно. В Проекте постановления об этой категории пользователей транспортных средств не сказано ни слова.