Регистрация автомобилей на газу, обязательный технический контроль, индивидуальные номерные знаки, услуги такси – разбираемся, какие сферы авторынка Украины подорожали за последний год.
В 2020 году усложнилась и подорожала регистрация автомобилей в Сервисных центрах МВД после установки на транспортное средство газобаллонного оборудования (ГБО). Есть подозрение, что причина примерно та же, как и в случае с техконтролем – монополизация рынка. Как уверяли чиновники, у всех лабораторий в конце прошлого года истек срок действия сертификатов на проведение экспертиз. Новые выдавать не спешили. Наверное, торжественно ждали момента, когда услуга подорожает в 10 раз.
Раньше Акты технической экспертизы стоимостью 230 гривен выдавались на типичные установки прямо на СТО. Теперь автовладельцам, пожелавшим поставить себе ГБО, приходиться проходить сертификацию. Процесс длительный, стоимость услуги – от 2100 до 3300 грн. Кроме этого, установка ГБО должна соответствовать определенном техническим условиям. Если нет – авто возвращается на доработку. Если все хорошо, придется заплатить еще около 500 гривен за перерегистрацию.
Согласно постановлению Кабинета Министров Украины, при прохождении обязательного технического контроля введена новая форма протокола – с меткой радиочастотной идентификации. Сделано вроде как с благими намерениями: электронный модуль должен дистанционно передавать информацию о действительности ОТК. Стоимость самого протокола выросла с 3 до 69 гривен. Но главное фишка в дефиците этих протоколов, который в МВД списывают на проблемы, вызванные пандемией. Он едва не застопорил рынок. С удорожанием протокола возросла и стоимость услуг аккредитованных компаний, занимающихся ОТК.
Также на подорожание услуг в сфере ОТК существенно повлияло и сокращение количества компаний осуществляющих ОТК, поскольку доступ к этой деятельности практически остановлен Министерством инфраструктуры Украины. Был период, когда из 450-ти их осталось около десяти, которые самолично устанавливали цены на услуги.
Против монополизации рынка выступили предприниматели, создавшие общественный союз «Субъекты тестирования транспорта на пригодность к эксплуатации» (СТТ). И даже выиграли суды двух инстанций - Окружной и Апелляционный. Кабмин подал кассационную жалобу в Верховный суд, который дважды переносил вынесение постановления «из-за сложности дела», а 29 июля ее частично удовлетворил, направив дело на повторное рассмотрение.
Министерство инфраструктуры хочет обязать производить новые выплаты предпринимателям и водителям, занимающимся частным извозом. Согласно новому законопроекту, представленному Мининфраструктуры, каждого из таксистов хотят обязать платить в год 3 600 гривен за лицензию. За отсутствие таковой предусмотрен штраф в 3 400 гривен. Это наверняка скажется на тарифах. Также остается открытым вопрос, кто возьмет на себя обязанности и контроль за выдачей этих документов.
Формально после победы малоизвестной на рынке компании в организованном МВД тендере, стоимость на индивидуальные номерные знаки (ИНЗ) не изменилась. Другое дело, что их уже несколько недель нет в наличии. Зато полно у перекупщиков, работающих возле сервисных центров. И, по их словам, все полученные номера легальны. Правда, в государственном учреждении эта услуга стоит около 300 гривен, а у «решал» - больше 1000. Причины отсутствие «болванок» в Сервисных центрах чиновники объясняет сложностями в связи с пандемией. Но в МВД Украины не могут объяснить, почему индивидуальные номерные знаки легко оформляются через частных лиц, активно предлагающих свои посреднические услуги возле сервисных центров.
К 2022 году в Украине должны вернуть обязательный техосмотр для легковых автомобилей, который был отменен в 2011 году. Учитывая количество легковых авто в стране (6,5 миллионов) новый сегмент рынка может стать чрезвычайно прибыльным. Вот только пока еще непонятно, будет ли контролировать техосмотр государство. Или же, как в случае с изготовлением номерных знаков или ОТК, это занятие отдадут на откуп «своим» компаниям. А создавать «свои маленькие монополии» отдельные чиновники уже неплохо научились.
Максим Розенко