Мировые автопроизводители стали одними из главных жертв пандемии коронавируса в промышленном секторе. Предприятия закрываются, а спрос падает; глобальный кризис в области здравоохранения ухудшил финансовое положение многих игроков отрасли. Ford Motor Co (NYSE:F), второй по величине автопроизводитель в мире – не исключение.
Еще до начала пандемии Ford сталкивался с серьезными проблемами. После многих лет роста продаж на фоне устойчивой глобальной экономики и сильного потребительского спроса, компания оказалась во власти негативных факторов, поскольку спрос на седаны замедлился. В прошлом году чистая прибыль упала более чем вдвое.
Компания решила покинуть рынки небольших автомобилей и сосредоточиться на внедорожниках и грузовиках, одновременно активизируя свои усилия по выводу на рынки электромобилей и беспилотных транспортных средств. В прошлом году компания объявила, что потратит 900 миллионов долларов на производство беспилотных электромобилей на своем заводе во Флэт-Роке к югу от Детройта.
Ford шел по пути реализации масштабного пятилетнего плана реструктуризации стоимостью 11 миллиардов долларов, который включает сокращение тысяч рабочих мест, обновление линейки внедорожников и пикапов и отказ от седанов, которые переживают замедление спроса.
Но коронавирус поставил под сомнение жизнеспособность этого плана, заставив S&P Global Ratings понизить кредитный рейтинг Ford на этой неделе. До этого подобное решение приняла Moody's Investors Service, в среду снизив свой рейтинг во второй раз за шесть месяцев.
Эти решения ускорили падение акций Ford, которые в этом году потеряли 41% своей стоимости и опустились до уровней 2009 года. Вчера они закрылись на уровне $5,25, снизившись на 2,6%.
S&P отмечает сильное финансовое давление на Ford, чьи заводы (включая все североамериканские комплексы) остаются закрытыми, а перспективы возобновления производства не определены.
«Стресс, вызванный остановкой всех заводов компании, отличается от стресса, связанного с традиционным спадом на фоне рецессии», – говорит агентство, отмечая, что Ford не генерирует выручку, необходимую для покрытия расходов. «Скорость прожигания денежных средств даже в течение нескольких месяцев может быть выше той, которая наблюдается во время типичной рецессии».
Пытаясь предотвратить финансовый кризис и сохранить денежные средства, компания на прошлой неделе приостановила выплату дивидендов (которые руководство ранее обещало сохранить). Этот шаг говорит о приоритете финансовой гибкости и инвестиций в серию новых продуктов.
«Хотя мы, разумеется, не могли предвидеть пандемию коронавируса, мы сохранили сильный баланс и достаточную ликвидность для того, чтобы преодолеть экономическую неопределенность и продолжить инвестировать в будущее», – сказал в своем заявлении главный исполнительный директор Джим Хакетт. «Я уверен в шагах, которые мы предпринимаем для преодоления текущей неопределенности, продолжая строить будущее».
У аналитиков разделились мнения о том, сможет ли Ford выжить в это трудное время без помощи правительства которая необходима компаниям, оказавшимся в затруднительном положении из-за вспышки COVID-19.
Адам Джонас, глава отдела исследований автомобильного рынка и рынка каршеринга в Morgan Stanley, заявил CNBC во вторник, что акции Ford, столкнувшегося с финансовой неопределенностью, возможно, еще не достигли дна.
Джонас говорит, что у автопроизводителя были определенные проблемы, но указывает на запас ликвидности в 30 миллиардов долларов, а также на сильную команду финансистов, которую взрастил финансовый кризис 2008 года (тогда компания не получила помощи от государства).
Нынешний кризис еще сильнее отодвинул реализацию плана реструктуризации Ford, которую многие аналитики ожидали увидеть уже в этом году. Выживание компании во многом зависит от правительственной помощи, которую Администрация планирует предоставить автопроизводителям, а также от умения компании воспользоваться возможным возрождением спроса, вызванным низкими процентными ставками и резким падением стоимости топлива.