Прошел год с момента массовой легализации «евроблях», а с начала 2020-го - окончилась отсрочка по уплате штрафов за их несвоевременную регистрацию, которую давала ВР. Но количество импортируемых подержанных автомобилей не только не уменьшается, а наоборот - увеличивается. AUTO-Consulting проанализировал, как изменился отечественный рынок б/у авто, и что его может ожидать в ближайшем будущем.
В 2019-м году компаниями и частными лицами в Украину было ввезено более 400 тысяч (!) б/у авто. Таким образом, рынок подержанных автомобилей в 4 раза превысил рынок новых авто. А ведь только в начале 2019-го AUTO-Consulting писал, что рынок б/у авто установил новый рекорд и превысил рынок новых автомобилей в 3 раза. По итогам 2019-го - уже в 4. И подчеркнем, что речь идет о легальных растаможенных авто.
В 2008 году, когда украинский рынок показывал рекордные продажи новых автомобилей в 623 тыс. шт. (!), импорт б/у автомобилей тогда составил всего 3289 шт., а внутренние перепродажи авто - меньше 400 тыс. шт.
В 2016 г, с которого фактически начался массовый ввоз подержанных автомобилей в Украину, импорт б/у авто был меньше 20 тыс. шт. В 2017-м он вырос до почти 60 тыс. шт., а в 2018-м составил без малого 120 тыс. шт. И все это время внутренние перепродажи составляли от 442 тыс. шт. до 487 тыс. шт. То есть прирост авторынка происходил за счет «свежего» импорта. А в 2019-м, когда импорт б/у авто за счет легализации «евроблях» увеличился до 400 597 тыс. автомобилей, внутренние перепродажи также подскочили до 596 896 шт. Это означает, что почти 200 тыс. легализированных по льготным ставкам иномарок тут же перепродались.
Рекорд по объемам импорта легковых б/у авто был установлен в ноябре прошлого года. За один месяц рынок поглотил 28377 шт. А рекорд по внутренним перепродажам принадлежит декабрю 2019-го - без малого 65 тыс. шт.
Как все это повлияло на возраст ввозимых подержанных автомобилей? В начале прошлого года возраст подержанных авто, которые завозили в Украину, распределялся следующим образом. Больше всего - почти 38%, в 2018-м завезли автомобилей в возрасте 11-15 лет – это были те самые «евробляхи». На втором месте по популярности - почти 32% (то есть - треть) были авто, старше 15 лет (тоже в основном бывшие «евробляхи»). Авто в возрасте 6-10 лет - почти 17%, 3-5 лет - 10% и до 2-х лет - 3,5%. Сегодня картина несколько иная. И приятно отметить, что импортируемый автопарк помолодел. Но не намного.
Так, на первом месте так и остались авто в возрасте 11-16 лет. Но их теперь 31%. Уменьшилась и доля авто старше 16 лет - их 27%. Но обе эти категории, в основном, и состояли из легализованных «евроблях». Доля авто в возрасте 8-10 лет - 15%. А вот доля более молодых автомобилей в возрасте 3-5 лет увеличилась до 15%, а 6-7 лет - до 9%. В то же время, несколько уменьшился - до 3% - импорт самых молодых авто в возрасте до 2-х лет.
Что происходит сейчас? В январе 2020 г импорт подержанных авто составил приличную цифру - 23858 шт. Внутренние перепродажи в январе нынешнего года составили 67882 шт. И это - чуть ли не вдвое (на 81%) больше, чем в январе 2019-го и на примерно 3 тыс. авто больше, чем в декабре.
Надо отметить, что аномально большой рост количества подержанных автомобилей - это не только украинская проблема. Сейчас подобное явление наблюдается в Турции и в Испании. Так регистрация новых авто в Испании в целом в прошлом году упала на 4,8%, а продажи новых автомобилей частным клиентам сократились на 12%. Однако спрос на автомобили старше 20 лет вырос на 17%.
В Турции в прошлом году купили 6,23 млн. авто. Это сумма новых и подержанных, и это - на 20% больше, чем в 2017 году, за год до обвала турецкой валюты. В тоже время, продажи новых автомобилей за тот же период сократились почти вдвое - до 387 000. А обвал курса турецкой лиры привел к тому, что подержанные автомобили еще и подорожали. В среднем, на 120% за 2 последние года.