Цифровые технологии могут не только расширить возможности транспортных сетей и дистрибуции автомобилей, но и коренным образом изменить их. Какое место в онлайн-продажах авто займут нынешние импортеры и дилеры?
Если коротко рассказать об изменении дистрибуции авто, то количество продавцов автомобилей уменьшат онлайн-продажи. А еще на дистрибуцию ближайшего будущего повлияет желание многих потенциальных покупателей авто делиться транспортными средствами (каршеринг), а не приобретать их в собственность. Изменит рынок продаж и электрификация автомобильного транспорта, который автопроизводители уже сейчас готовятся продавать напрямую клиентам.
Обо всем этом говорил на Конференции ECG, которая проходила в Берлине член Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC) Петер Вейс (Peter Weiss). Причем, все эти процессы уже начались и проходят на фоне падения продаж автомобилей в странах ЕС.
По прогнозам PwC к 2025 году около 47% продаваемых в ЕС транспортных средств будут иметь электрическую версию. Для сравнения - в 2018 году их было 5,8%. Ведь снижение выбросов СО2 в атмосферу на 80% к 2050 году, для автомобильного транспорта означает снижение вредных выбросов на 95%. А это значит, что если в 2015 г разрешались вредные выбросы в 130 г/км, то в 2021 г эта цифра понизится до 95 г/км, в 2025 г - до 81 г/км, а в 2030 г - до 59 г/км. Выполнение такого европейского плана заставит автопроизводителей внедрять новые технологии, которые повысят стоимость автомобилей. А значит - можно прогнозировать падение спроса на новые авто в странах ЕС.
Чтобы избежать падения продаж, или хотя бы минимизировать их, автопроизводители уже сегодня начинают менять стратегии своих компаний. Тем более, что снижение вредных выбросов (хоть и не такое большое, как в Европе) намечено и в других странах. От США до Китая, в Бразилии и Индии. А это значит, что будет меняться глобальная мировая модель производства, и крупнейшие концерны могут внедрять новые технологии одновременно на разных своих предприятиях по всему миру.
Так, Volkswagen AG уже сегодня заложил изменения во всю свою модельную линейку ближайшего будущего. Пример - модельная гамма ID, которую VW продемонстрировал в сентябре на автосалоне во Франкфурте. И тут есть хорошая новость: автомобили перестанут дорожать и станут более привлекательными для покупателей. Точнее - электромобили. По плану VW, совсем скоро - примерно в 2023 году, именно тогда, когда в Европе должны начать действовать экологические нормы Евро-7, сравняется цена автомобилей с ДВС и электрокаров. Первые будут дорожать, чтобы соответствовать экологическим нормам. А вторые - будут дешеветь за счет усовершенствования технологий и роста объемов производства. Таким образом, в VW не только нейтрализуют проблему подорожания новых автомобилей, но и ускорят переход людей на электрокары. Ведь авто с ДВС после 2023 г будут продолжать дорожать, а электрокары - становиться еще дешевле.
Похожую стратегию электрификации своего модельного ряда имеет и General Motors. Китай с 2017 г - рынок №1 по количеству электромобилей. В 2025 г каждый пятый проданный новый автомобиль здесь будет электрическим. И к этому времени в Поднебесной будет более 20 млн. зарядных станций для электрокаров. Соответственно, в GM к этому времени планируют электрифицировать весь свой модельный ряд.
Эти стратегии должны изменить потребительские предпочтения в сторону электрокаров. А вместе с ними должна измениться и система дистрибуции. Какой она должна быть эксперты спрогнозировали изучив предпочтения покупателей в Китае - самом большом рынке электромобилей сейчас и в ближайшей перспективе.
Сегодня Китай - пример для ЕС, в том смысле, что по тому же пути будут развиваться потребительские предпочтения и у европейских потенциальных покупателей автомобилей. А точнее - электромобилей.
Вот всего несколько цифр, которых хорошо иллюстрируют общую тенденцию. Сегодня 47% покупок в Китае совершаются через интернет. В 2020 году их объем достигнет $1,7 трлн. В то же время 100% китайских покупателей ищут с помощью интернета продукцию лакшери брендов, а 70% - покупают ее через интернет.
В 2016-м в Китае через интернет было продано более 1 млн. авто! И в том же 2016-м за 1 день “Черной Пятницы” на сайте Alibaba было продано 100 тыс. авто. Это больше, чем сегодня продается в Украине за целый год. Различные автомобильные группы, включая BMW, Maserati, Chery уже готовы открыть свои интернет-магазины на Alibaba. А потенциальные покупатели - готовы вносить туда задаток, чтобы получить скидку, сразу после старта продаж новой модели автомобиля. Еще с прошлого года на китайском сайте Autohome работает реалистичный шоурум, где автомобиль можно рассмотреть во всех деталях в формате 360о. Причем, прямо на смартфоне.
По исследованиям Autotrader, 52% опрошенных миллениалов чувствуют дискомфорт в существующих автомобильных дилерских центрах. 64% миллениалов ощутили давление в дилерских центрах, а 49% - почувствовали, что их хотят обхитрить. А 24% представителей поколения Х предпочитают дилерским центрам альтернативные каналы покупки авто. То есть - это реакция потенциальных новых покупателей на существующие и используемые сегодня маркетинговые приемы продаж.
Примеры новой дистрибуции уже сегодня демонстрируют Tesla, китайская Lynk&Co (суббренд Geely), американская Rivian и интернет-площадка Amazon Auto. К слову, в прошлом году на автосалоне в Париже Hyundai, а в этом году на автосалоне во Франкфурте KIA, выставляли свои новинки в подарочных коробках с прозрачными стенками. Как модельки, только в натуральную величину. В таком виде они будут приходить, купленные на сайте Amazon Auto.
Не смотря на существующие угрозы Президент ECG Вольфганг Гёбель настроен оптимистически.
«Никогда раньше изменения не происходили так быстро, а завтра они будут происходить еще быстрее», - сказал он.
Тем не менее, члены ECG чувствуют себя подготовленными. Pабочая группа ECG, которая действует уже не один год, помогает подготовить перевозчиков автомобилей к будущему. Совместно с производителями автомобилей (ОЕМ) поставщики услуг разработали стандартизированный инструмент прогнозирования, который помогает избежать неэффективности с обеих сторон. Знать, что будет завтра - значит успеть подготовиться.
Приятно отметить, что украинская компания AVTOLOGISTIKA, которая является членом ECG, тоже участвует в этом процессе. Не так давно специалисты AVTOLOGISTIKA подготовили программное обеспечение для студентов Академии ECG. То есть - именно тех специалистов, которым и предстоит работать в цифровом будущем, начавшемся уже сегодня.