
С января 2018 года открылась новая страница в сфере сертификации – была отменена государственная система сертификации УкрСЕПРО. Фактически, это значит, что она стала не обязательной, а добровольной.
С одной стороны, это европейская практика - когда не государство, а рынок регулирует качество продукции. Такой подход позволяет производителю/представителю акцентировать внимание потребителя на конкретных характеристиках своей продукции, а не загонять себя в рамки государственных норм и требований.
Как изменилось качество моторного масла и изменилось ли после отмены госсистемы сертификации в Украине, выяснил Институт потребительских экспертиз. Для испытаний в лабораторных условиях было выбрано 10 моторных масел 5W-40 различных брендов в разной ценовой категории.
Цель эксперимента – проверить моторные масла на соответствие заявленным характеристикам и определить, какие из них могут считаться лучшими на украинском рынке.
| 
 № п/п  | 
 НАИМЕНОВАНИЕ МАСЛА  | 
 ОБЪЕМ, л  | 
 ЦЕНА, грн  | 
| 
 1  | 
 Castrol EDGE SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA C3)  | 
 4  | 
 955  | 
| 
 2  | 
 XADO ATOMIC OIL SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA A3/B4)  | 
 4  | 
 846  | 
| 
 3  | 
 ELF Evolution 900 SXR SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA A3/B4)  | 
 4  | 
 618  | 
| 
 4  | 
 Mobil Super 3000 X1 SAE 5W-40 (API SN/SM ACEA A3/B4)  | 
 4  | 
 635  | 
| 
 5  | 
 Shell HELIX HX7 SAE 5W-40 (API SN ACEA A3/B4)  | 
 4  | 
 639  | 
| 
 6  | 
 LIQUI MOLY Top Tec 4100 SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA C3)  | 
 4  | 
 897  | 
| 
 7  | 
 NANOPROTEC Engine Oil SAE 5W-40 PDI+   | 
 4  | 
 750  | 
| 
 8  | 
 ARAL High TRONIC SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA C3)  | 
 4  | 
 731  | 
| 
 9  | 
 ZIC SK X9 LS 5W-40 (API SN ACEA C3, A3/В3/B4)  | 
 4  | 
 660  | 
| 
 10  | 
 Kroon-Oil Emperol SAE 5W-40 (API SN/CF ACEA A3/B4)  | 
 4  | 
 542  | 
Из 10 образцов, ровно половина (Castrol, Liqui Moly, Nanoprotec, Aral и ZIC) классифицируются как ACEA C3. Если кратко, в таких маслах меньше содержания серы и фосфора и сульфатной золы, чем в маслах категории A3/B4 (буквы «А» и «В» определяют тип двигателя – для бензинового или дизельного). Масла с допуском ACEA C3 предназначены для автомобилей экологического класса не ниже Евро 4 и совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами.
Обратите внимание: нельзя использовать для новых автомобилей масла более раннего поколения, чем предусмотрено производителем. То же касается и использования масел нового поколения в старых авто. Перед покупкой, необходимо посмотреть руководство по эксплуатации и/или проконсультироваться со специалистами, чтобы требования и допуски соответствовали конкретному автомобилю.
Исследования качества моторных масел проводились в испытательном центре НИИ «МАСМА» в Киеве, одном из наиболее авторитетных учреждений в этой сфере.
Каждый образец проверяли на базовые физико-химические свойства, после чего были проведены лабораторно-стендовые методы исследования. Последние позволяют сымитировать использование масел в реальных условиях, включая наиболее экстремальные.
Подробнее о методике проведения экспериментов и стендовых испытаниях, смотрите видео:
По основным физико-химическим свойствам все 10 масел успешно прошли лабораторную проверку. Абсолютно все образцы соответствуют нормам и отвечают заявленным характеристикам.
отс* - Отсутствие
| 
 Наимен. показат., ед. изм.  | 
 НД на  | 
 CAST  | 
 XADO  | 
 ELF  | 
 MOBIL  | 
 SHELL  | 
 LIQUI MOLY  | 
 NANO  | 
 ARAL  | 
 ZIC  | 
 KROON-OIL  | 
| 
 Вязкость кинемат. при 100 °С, мм?/с  | 
 ДСТУ ГОСТ 33-2003  | 
 12,86  | 
 14,13  | 
 14,71  | 
 13,30  | 
 14,83  | 
 13,88  | 
 13,13  | 
 14,18  | 
 13,20  | 
 14,15  | 
| 
 Вязкость кинемат. при 40 °С, мм?/с  | 
 ДСТУ ГОСТ 33-2003  | 
 76,01  | 
 84,96  | 
 91,41  | 
 81,77  | 
 92,87  | 
 87,54  | 
 80,13  | 
 87,70  | 
 78,42  | 
 87,36  | 
| 
 Индекс вязкости  | 
 ДСТУ ГОСТ 25371:2006  | 
 171  | 
 172  | 
 168  | 
 165  | 
 167  | 
 163  | 
 166  | 
 167  | 
 171  | 
 168  | 
| 
 Щелочное число, мг КОН на   | 
 ДСТУ 5094:2008  | 
 5,64  | 
 8,56  | 
 9,10  | 
 9,07  | 
 9,26  | 
 6,93  | 
 6,61  | 
 6,34  | 
 5,60  | 
 8,16  | 
| 
 Щелочное число, мг КОН на   | 
 ISO 3771-2011  | 
 7,30  | 
 11,10  | 
 10,20  | 
 10,01  | 
 10,70  | 
 7,7  | 
 7,50  | 
 7,80  | 
 7,6  | 
 10,6  | 
| 
 Кислотное число, мг КОН на   | 
 ГОСТ 11362-76  | 
 1,60  | 
 2,54  | 
 1,88  | 
 1,86  | 
 2,22  | 
 1,73  | 
 1,50  | 
 1,80  | 
 1,76  | 
 3,25  | 
| 
 Темп. вспышки в открытом тигле, °С  | 
 ISO 2592-2000  | 
 234  | 
 232  | 
 238  | 
 230  | 
 234  | 
 234  | 
 
 242  | 
 232  | 
 234  | 
 238  | 
| 
 Темп. застывания, °С  | 
 ГОСТ  | 
 -38  | 
 -42  | 
 -38  | 
 -40  | 
 -50  | 
 -42  | 
 -42  | 
 -45  | 
 -40  | 
 -36  | 
| 
 Зольность сульфатная, %  | 
 ДСТУ ГОСТ 12417:2006  | 
 0,8  | 
 1,37  | 
 1,07  | 
 1,0  | 
 1,2  | 
 0,80  | 
 0,80  | 
 0,80  | 
 0,80  | 
 1,28  | 
| 
 Массовая доля мех. примесей, %  | 
 ГОСТ  | 
 отс*  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
| 
 Массовая доля воды, %  | 
 ГОСТ  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
| 
 Плотность  | 
 ГОСТ  | 
 848,4  | 
 851,5  | 
 848,7  | 
 850  | 
 839,9  | 
 848,9  | 
 846,4  | 
 848,5  | 
 845,4  | 
 850,9  | 
| 
 Массовая доля кальция, %  | 
 ГОСТ 13538-68  | 
 0,220  | 
 0,350  | 
 0,270  | 
 0,250  | 
 0,300  | 
 0,200  | 
 0,23  | 
 0,190  | 
 0,210  | 
 0,320  | 
| 
 Массовая доля цинка, %  | 
 ГОСТ 13538-68  | 
 0,090  | 
 0,120  | 
 0,100  | 
 0,100  | 
 0,115  | 
 0,090  | 
 0,080  | 
 0,095  | 
 0,090  | 
 0,130  | 
| 
 Массовая доля фосфора, %  | 
 ASTM D 1091-2005  | 
 0,085  | 
 0,114  | 
 0,095  | 
 0,095  | 
 0,109  | 
 0,085  | 
 0,076  | 
 0,090  | 
 0,085  | 
 0,123  | 
Нормы согласно европейской классификации АСЕА:
Для категории А3/В4:
Общее щелочное число не меньше 10,0 мг КОН/г, сульфатная зольность от 1,0 до 1,6 %.
Для категории С3:
Общее щелочное число не меньше 6,0 мг КОН/г, сульфатная зольность не более 0,8 %.
Согласно результатам стендовых испытаний, масла трех производителей не прошли проверку коррозионности на пластинках из свинца. Отметим - предохранение деталей двигателя от коррозии является одним из важных назначений моторного масла. Излишнюю коррозионную активность показали масла Castrol, Kroon-oil и Xado.
отс* - Отсутствие
| 
 Наимен. показат., ед. изм.  | 
 НД метод исслед.  | 
 CASTROL  | 
 XADO  | 
 ELF  | 
 MOBIL  | 
 SHELL  | 
 LIQUI  | 
 NANO  | 
 ARAL  | 
 ZIC  | 
 KROON-OIL  | 
| 
 Корроз на пласт из свинца, г/м2  | 
 ГОСТ  | 
 7,1*  | 
 20,5*  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 отс  | 
 15,7*  | 
* - отсутствие коррозионности до 5 г/м2.
В данном случае – характеризует окисление масла в объеме, а именно если массовое содержание осадка меньше 0,5 %, то данное масло успешно прошло испытание и характеризует его хорошие антиокислительные свойства.
Также, хорошие антиокислительные свойства характеризуются незначительными изменениями относительной вязкости и кислотного числа. По этим параметрам лучшим оказалось масло Nanoprotec. На втором месте Shell, а замыкает тройку лидеров Kroon-Oil. Худшие результаты по двум параметрам - у Xado.
выд* - Выдерживает
| 
 Наимен. ед. изм.  | 
 НД   | 
 CASTROL  | 
 XADO  | 
ELF | 
 MOBIL  | 
 SHELL  | 
 LIQUI MOLY  | 
 NANO PROTEC  | 
 ARAL  | 
 ZIC  | 
 KROON -OIL  | 
| 
 Стабильн. 
 Относит. изменен. 
 Кислотн.  | 
 
 
 
 
 ГОСТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ГОСТ  | 
 
 
 
 
 выд* 
 
 
 
 
 
 
 36 
 
 
 
 3,52 
  | 
 
 
 
 выд (0,024%) 
 
 
 
 
 
 
 39 
 
 
 
 7,35  | 
 
 
 
 выд (0,013%) 
 
 
 
 
 
 
 31 
 
 
 
 6,84  | 
 
 
 
 выд 
 
 
 
 
 
 
 27 
 
 
 
 6,30  | 
 
 
 
 выд (0,015%) 
 
 
 
 
 
 
 15 
 
 
 
 4,20  | 
 
 
 
 выд (0,012%) 
 
 
 
 
 
 
 28 
 
 
 
 3,20  | 
 
 
 
 выд (0,010%) 
 
 
 
 
 
 
 11 
 
 
 
 3,02  | 
 
 
 
 выд (0,012%) 
 
 
 
 
 
 
 34 
 
 
 
 3,35  | 
 
 
 
 выд 
 
 
 
 
 
 
 34 
 
 
 
 3,40  | 
 
 
 выд (0,02%) 
 
 
 
 
 
 
 17 
 
 
 
 5,20  | 
Эти испытания проводились на четырёхшариковой машине трения с целью определения критической нагрузки, показателя износа и индекса задира, в конечном итоге, для оценки смазывающих свойств масел. В данном случае образцы нужно оценивать в совокупности по трем параметрам с разделением масел по классу.
Класс ACEA C3
Класс A3/B4
| 
 Наимен. показат.,   | 
 НД   | 
 CASTROL  | 
 XADO  | 
 ELF  | 
 MOBIL  | 
 SHELL  | 
 LIQUI MOLY  | 
 NANO  | 
 ARAL  | 
 ZIC  | 
 KROON -OIL  | 
| 
 Смазочные свойства на ЧШМ машине   | 
 ГОСТ 9490  | 
 0,33  | 
 0,30  | 
 0,30  | 
 0,38  | 
 0,27  | 
 0,28  | 
 0,30  | 
 0,30  | 
 0,54  | 
 0,28  | 
| 
 Смазочные свойства - критич. нагрузка  | 
 ГОСТ 9490  | 
 921  | 
 784  | 
 1166  | 
 1039  | 
 1098  | 
 1098  | 
 1098  | 
 980  | 
 921  | 
 1098  | 
| 
 Смазочные свойства при темп. (20±5) °С: - индекс задира, Н  | 
 ГОСТ 9490  | 
 412  | 
 444  | 
 487  | 
 491  | 
 502  | 
 501  | 
 474  | 
 503  | 
 409  | 
 498  | 
| 
 Цвет с  | 
 ГОСТ 20284-74  | 
 1,0  | 
 1,0  | 
 1,0  | 
 1,5  | 
 1,5  | 
 1,0  | 
 1,0  | 
 1,0  | 
 1,0  | 
 1,0  | 
Какое масло самое лучшее, однозначно сказать сложно. Скорее, правильно сформулировать так – какое моторное масло лучше, а какое - хуже. При этом важно не забывать про ключевые характеристики, наиболее важные для моторного масло:
Для отечественного потребителя немаловажным фактором в пользу выбора того или иного масла является цена. Причем, как показывают результаты исследований, высокая стоимость не гарантирует соответствующее качество. Так, если посмотреть на итоги теста масел и цены, имеем парадоксальную картину – в Украине можно купить моторное масло среднего ценового сегмента, которое находится в высшей линейке качества.
Выбор масла для своего автомобиля по бренду и/или цене не всегда гарантирует качество. В то же время, как показывают испытания, стоимость ниже средней по рынку тоже должна насторожить. Резюмируя, остается выделить масла 3 брендов из категории С3, исследования которых показало наивысший уровень качества: Nanoprotec, Aral и Liqui Moly. По оценке физико-химических свойств и результатам стендовых испытаний с учетом цены, стоит выделить NANOPROTEC Engine Oil SAE 5W-40 PDI+, как оптимальное масло по соотношению цена/качество класса ACEA C3.
Материал предоставлен "Институтом потребительских экспертиз" (г. Киев)
Подробнее о результатах теста, методике проведения исследования, акредитации лаборатории, где проводились исследования, читайте на сайте Института потребительских экспертиз.