В Украину зашли 23 тыс. «серых» автомобилей

11:43 15.10.2007
В Украину зашли 23 тыс. «серых» автомобилей

По итогам 9 месяцев в Украине продано 366 тыс. автомобилей, но далеко не все из них попали в страну с уплатой всех налогов. Всеукраинская Ассоциация Автоимпортеров и дилеров (ВААИД) сообщает, что почти 23 тыс. авто были ввезены с существенным занижением таможенной стоимости, а это почти 2,8 млрд. гривен (!!!) не уплаченных налогов.

Показательно, но на рынке такие авто продаются лишь чуть дешевле легально растаможенных автомобилей. ВААИД уже информировала о выходе схемы так называемых «некомплектных» автомобилей на промышленные масштабы. Автовозы с люксовыми машинами, где сняты бампера и фары, видны на дорогах регулярно. В 31 графе таможенной декларации таких автомобилей указано: «на ам відсутні бампер передній, фара, ліхтар задній і т.п.». Такая некомплектность давала основание таможенникам оценивать авто значительно ниже (порой в разы), чем комплектный, и с заниженной стоимости уже взымать платежи.

По словам Генерального директора ВААИД Олега Назаренко, доходило до абсурда, когда в апреле через эти одесские таможни было ввезено более сотни Nissan Tiida по 3 300 у.е., свыше 200 Toyota Land Cruiser Prado за 8 000 у.е., Mazda CX7 (16 000 у.е.), Lexus ES, GX, RX и даже 100 ВАЗ 21104 и 21124 по задекларированной цене в 3 250 у.е.

Любопытно, что после «растаможки» авто таинственным образом превращались в комплектные автомобили, и уходили потребителям по «нормальным» ценам. Казалось, на их пути должны были встать люди из Госстандарта. Но нет, с сертификацией у них все в порядке. Непонятно, кто же выдавал сертификаты на такие авто, ведь по стандартам некомплектный авто не может быть сертифицирован.

Уже весной, растаможенные таким образом автомобили, можно было встретить во всех областях Украины. Их охотно давали в реализацию коллегам по «серому» рынку, а большинство с удовольствием ими торговали. Еще бы, ведь такие авто были на $1000-2000 дешевле в «рознице».

По данным Гостамслужбы, которые приводит г-н Назаренко, подобным образом в Украину в 2007 году ввезено 23 тыс. автомобилей. Однако уже в сентябре схемой заинтересовалась Генеральная Прокуратура. В таможни поступило письмо с подписью генпрокурора, где четко было указано на незаконность подобных действий.
После такого внимания схема якобы была остановлена, но …28 сентября автовозы с некомплектными авто еще ездили, что вызывало некоторые вопросы. Как сообщил AUTO-Consulting г-н Назаренко, сейчас в стране на лицензионных складах находится большое число таких машин, которые ждут возобновления «схемы», вероятно по этой причине их и возят с отстойников. На рейде находится еще около 3 тыс. автомобилей, подготовленных к ввозу, но таможни сейчас не «закрывают глаза». По этой причине часть автомобилей уже была отправлена в другие порты, чтобы «зайти» в Украину с уплатой всех налогов.

«Серые» дилеры существуют во всем мире. Только в одних странах они дополняют «ниши», не представленные официальными сетями, а в других – напрямую конкурируют с «официалами». Природа «серого» дилерства таится в различных подходах автопроизводителей к рынкам разных стран. Например, рынок Северной Америки – наибольший в мире, автопроизводители стремятся занять на нем максимальную долю, чтобы обеспечить объемы сбыта своим предприятиям. По этой причине в США самые лояльные цены в мире. Например, там в порядке вещей купить новенький роскошный внедорожник за $23000-25000. В Украине подобную машину уже готовы покупать за $60000-65000. Такая разница цен и есть «движетелем» «серого» рынка. Даже с учетом доставки и легальной растаможки, импорт авто из США – очень выгодный бизнес. Что и говорить про «некомплектную» схему.

Второй фактор – это ограниченная «линейка» официально поставляемых в Европу моделей. Например, Toyota, Lexus, Nissan, Mitsubishi поставляет в Европу строго определенные модели, полностью отвечающие жестким европейским требованиям. В остальные страны, где законодательство более лояльное, могут поставляться и упрощенные версии или вообще «бюджетные» модели. Например, европейцам доступны Toyota Land Cruiser Prado с 4-литровым бензиновым двигателем, либо с 3-литровым турбодизелем. На Ближний Восток Toyota поставляет такую же модель с 2,7-литровым мотором и в упрощенной комплектации, которая стоит значительно дешевле 4-литровой модели. Уже несколько лет «арабский» Prado 2,7 – любимая позиция «серых» дилеров.

Формально, ни американских, ни арабских версий в Украине быть не должно, поскольку они не соответствуют украинским стандартам. Их не должны сертифицировать, они не должны проходить техосмотр в ГАИ, но на практике этого не происходит.

Третий фактор – это дефицит популярных моделей в официальной сети. «Серые» дилеры могут предложить популярный автомобиль уже сейчас, тогда как у «официалов» его нужно будет ждать несколько месяцев (такое очень распространено и в Европе). Зачастую, быстрое предложение будет дороже. Явление полностью исчезает, как только официальная сеть балансирует спрос и предложение.

«Серые» дилеры в Украине уже достигли тех объемов продаж, что в пору говорить о параллельном рынке, со своими законами и тенденциями. AUTO-Consulting попытался выяснить, насколько сильны «серые» дилеры. По состоянию на сентябрь 2007 года, «серых» салонов было 18% от числа всех дилерских центров в Украине. Наиболее масштабно «серым» рынком покрыты Киевская, Одесская, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская и Львовская области. Здесь доля «серых» дилеров может достигать 25-30%. Отметим, что в Восточном и Западных регионах действуют различные операторы «серого» рынка, направившие свои усилия на различные брэнды. Совместными усилиями они продали почти 6% всех автомобилей.

Более других от «серых» «помощников» страдает Toyota. Автомобили, минуя официальные сети, продают более 100 (!) автосалонов в Украине, которые в отдельных моделях занимают до 60% рынка. Для сравнения, официальная сеть «Тойота Украина» - 14 дилеров. Достается и Mercedes-Benz, у которого "серые" дилеры отняли 55% рынка. Lexus в Украине вообще пока был "вотчиной" альтернативного рынка. Официальные продажи этого брэнда стартуют только 19 октября (открывается первый официальный салон), а в Украине уже более 90 операторов продают эти модели. Сейчас они совместно вышли на объемы продаж 450-480 автомобилей в месяц, тогда как план официальных продаж до конца года – 100 автомобилей за 2,5 месяца.

В почете у «серых» дилеров Nissan, Infiniti, Mitsubishi, Acura, BMW, Mercedes-Benz, Mazda, Suzuki, Honda, Subaru, Audi, Volkswagen. «Серые» автосалоны не «брезгуют» и другими марками – было бы интересное предложение.

Как правило, «серые» дилеры предпочитают заниматься дорогими автомобилями, где больше маржа и совсем не интересуются «бюджетными» автомобилями стоимостью до $15000. Успешно побороть «серых» конкурентов удалось тем операторам, которые организовали сборку в Украине. Так, нет подобных проблем у Daewoo, Chevrolet, Skoda, Opel, Chery, Geely, SsangYong, частично у популярных моделей Hyundai, KIA.

Одно дело, когда у «серых» покупают дефицитную модель, потому что ее нет у «официалов», и совсем другое дело – покупка авто, провезенного по «мутным» схемам. По словам Олега Назаренко, покупатели автомобилей, легализированных как некомплектные, не могут «спокойно спать». Рано или поздно, к ним могут прийти с требованием доплатить налоги. Автомобили с американского рынка обязаны «завернуть» во время очередного техосмотра – они не соответствуют украинским стандартам. Сейчас, когда ТО будут проводить специализированные компании, это может стать настоящей проблемой. Владельцам же арабских версий приходится все время с опаской ждать морозов.


ВААИД намерена поднять проблему «некомплектных» авто во всех инстанциях: Генпрокуратура, СБУ, Гостамслужба, Госстандарт, Кабмин и т.д. По словам Олега Назаренко, власти должны знать, что существование такой схемы уже нанесло ущерб бюджету в 2,8 млрд. грн. Масштабы безналогового или «оптимизированного» ввоза автомобилей в Украину уже стали промышленными. ВААИД бьет тревогу.

Масштабы влияния "серых" дилеров за 9 месяцев 2007 года

Марка

Доля «серых» продаж, %
ACURA

100%

ASTON MARTIN

100%

DAIHATSU

100%

FERRARI

100%

GMC

100%

INFINITI

100%

LEXUS

100%

LINCOLN

100%


Марка Доля «серых» продаж, %
MERCEDES-BENZ

55%

TOYOTA

50%

PORSCHE

40%

BMW

30%

LAND ROVER

25%

AUDI

25%

MAZDA

25%

HONDA

20%

NISSAN

15%

MITSUBISHI

7%


Источник: АвтоКонсалтинг
Назад   ·   Вверх   ·   На главную
© InfoCar.ua 2005 - 2015