Опавшие листья – неотъемлемый элемент красоты осеннего пейзажа, излюбленный объект съемки фотографов. Однако большое количество влажной листвы может представлять серьезную опасность для автомобилистов.
Некоторые считают, что листья на дороге не менее коварны, чем снег. Но верно ли это утверждение на самом деле, с научной точки зрения? Группа инженеров Ford провела уникальный эксперимент, чтобы ответить на этот вопрос.
Получить данные о вождении на снегу было легко – Ford накопил впечатляющие объемы информации на эту тему во время зимних тестов в скандинавских странах. Но исследований на тему скользкости листьев не проводилось ни разу. Чтобы исправить это, команда инженеров Ford покрыла ими испытательный трек на полигоне компании в Бельгии. После этого в дело вступил специальный прибор, определяющий коэффициент скольжения покрытия. Для получения показаний им необходимо прокатить по исследуемой поверхности.
В ходе испытаний инженеры обнаружили, что в некоторых случаях листья не уступали в скользкости снегу. Коэффициент трения скольжения (скользкости) измеряется в µ (мю). Чем более скользкой является поверхность, тем ниже значение мю. Во время эксперимента самые низкие показатели коэффициента трения достигали значений 0,3-0,4 мю, что является типичными показателями для покрытых снегом поверхностей.
«Это можно рассматривать как забавный эксперимент, но выводы из него сделаны вполне серьезные, – отметил Эдди Кастил (Eddy Kasteel) инженер-разработчик европейского подразделения Ford. – Большинство людей знают, что нужно снизить скорость и быть более осторожными при движении по снегу. Но мало кто относится с таким же почтением к дорогам, покрытым листьями, а ведь они могут быть такими же скользкими».