Криминал, промышляющий угонами автомобилей, похоже, начал использовать новую схему. Сначала преступники слегка «разукомплектовывают» авто и наблюдают за реакцией хозяев. Если те спешно не поставили его под охрану, «уезжает» и машина. Также наметилась новая тенденция — похищенный транспорт перегоняют через Одессу в Молдову и Приднестровье. Там меняют номера, подделывают документы, после чего авто исчезает навсегда.
Показательная история произошла с автомобилисткой Мариной Абрамович. Ее Lexus RX 350 угнали прямо со двора жилого комплекса. А незадолго до этого с машины кто-то украл боковые зеркала.
«Как оказалось снятые зеркала — это были цветочки. Лексус RX 350 белого цвета (фото прилагаю), особые приметы — отсутствие боковых зеркал и немного облуплена краска на переднем бампере, внутри детское автокресло красного цвета. Возможно, где-то на стоянке в районе Голосеевский и Теремки ее бросили на отстой», — просит помочь с поисками женщина.
Многим такая двойная кража показалась неслучайной. При обсуждении люди высказали предположение, что кража зеркал была проверкой. А вот эксперты по безопасности высказывают догадку, что в случае с «Лексусом» могло быть и просто «двойное попадание снаряда в одну воронку».
«Дело в том, что мелкие кражи достаточно дорогих и востребованных деталей автомобилей (передних и задних фар, зеркал, фирменных знаков марки автомобиля) сейчас происходит массово. Их продают через рынок или доходит до абсурда — предлагают выкупить хозяевам машины.
А вот угонщики автомобилей, с точки зрения иерархии преступлений, как правило, другие люди. И мне кажется, что кража зеркал и угон автомобиля при всей схожести — это не связанные события. Дело в том, что вскрытие автомобиля, противодействие противоугонным системам требует намного более сложного оборудования и преступной «квалификации». И навар тут другой. А вот риск быть задержанным достаточно равный. И одно дело вскрыть автомобиль и угнать, а другое дело лезть по мелочевки и оказаться в такой же «халепе», — объясняет эксперт по безопасности Сергей Шабовта.
Тем не менее, Марина Абрамович в подобные совпадения не слишком верит.
«Да, я думаю так и было [проверкой реакции со стороны угонщиков], хотя следователи говорят, что это не взаимосвязано», — сказала Марина Абрамович.
Мониторинг сводок полиции и групп по поиску угнанного транспорта свидетельствует о том, что угоны участились и их достаточно много. По-прежнему объектом краж являются дорогие автомобили, что говорит о том, что их, вероятнее всего, угоняют под заказ. Потому, что просто так угнать дорогую иномарку и потом искать ей покупателя — задача неблагодарная.
«Нужно понимать, что угоны по-прежнему относятся к организованной преступности, особенно в таких городах, как Киев, Харьков, Одесса. И одной из тенденций, к сожалению, является участие в схемах представителей правоохранительных органов. Мы видим информацию по разным регионам, что к угонам причастны правоохранители разных уровней. К сожалению, не единичны случаи, когда при участии правоохранителей машины «находились» и возвращались на условиях материального вознаграждения. Это свидетельствует о том, что угонщики целенаправленно ищут покровителей среди силовиков и находят. Для того, чтобы предотвращать какие-то поисковые события, чтобы иметь механизмы, чтобы уходит от преследования законом», — констатирует Сергей Шабовта.
В группах, посвященных поиску угнанных машин, их хозяева часто отмечают, что в последний раз автомобили светились на дорогах, ведущих к Одессе. Это — одна из современных особенностей украинского бизнеса по краже транспортных средств. Причина в близости границы с Молдовой и Приднестровьем, где угнанные авто исчезают без следа.
«Я как-то, отдыхая в Одессе, пытался помочь друзьям, у которых угнали Toyota Land Cruiser. Я обратился к связанному с правоохранительной деятельностью знакомому одесситу, и он сказал: «Старик, это почти нереальная задача, потому, что в течение часа машина молниеносно уходит в сторону Приднестровья. А там она растворяется. Там работает целая индустрия на изготовление номеров, фальшивой регистрации». Я не исключаю, что Приднестровье является привлекательным местом для сбыта угнанных автомобилей, потому, что там налажена система», — сказал Сергей Шабовта.