В Мадриде состоялась 23 ежегодная Конференция ECG – европейских операторов транспортной логистики, в число которых входят и украинские компании.
Выступая на Конференции, Джастин Кокс – директор по глобальному производству LMC Automotive, рассказал о перспективах производства, продаж и экспорта легких автомобилей в Европе. Он отметил, что мировой рынок автомобилей растет девятый год подряд. Но в будущем положительной динамике могут помешать существующие риски.
О возможных перспективах падения продаж автомобилей на европейском рынке, а также – о сокращении экспорта европейских автомобильных производителей, начали говорить сразу после объявления брексита Великобританией. Но сегодня ситуацию усугубили и другие риски для европейского рынка. Хотя, до сих пор не все ясно и с самим брекситом. А ведь Великобритания экспортирует за пределы Европы 30% своей автомобильной продукции. Поэтому, существуют два сценария развития событий: пессимистический и оптимистический, в котором практически нет оптимизма.
Для защиты логистики нужны инвестиции в ремонт и содержание дорог, мостов, тоннелей и портов стран ЕС. Но правительства некоторых стран не заинтересованы в развитии транспортной инфраструктуры. А брексит сильно бьет по европейскому бюджету, который можно было бы для этого использовать, сказала на Конференции член Европарламента Инесс Аяла Сендер. И это – один из рисков.
По прогнозу Джастина Кокса, после окончательного выхода Великобритании из Евросоюза в 2020 году, европейский рынок автомобилей станет меньше на 1 млн. шт. И по оптимистическому сценарию общие продажи на европейском рынке составят 3 млн. авто в год. А по пессимистическому – 2,5 млн.
Больше всех экспортируют в Великобританию немецкие автомобильные концерны. Туда идет 1/3 продукции европейского Ford, много экспортирует Испания. А вот из Великобритании идет экспорт BMW, MINI, Nissan, Honda, Jaguar Land Rover, Bentley и др.. И в BMW сейчас уже серьезно думают о возможности переноса британского производства в Китай. Что из-за дальности доставки сделает автомобили дороже. Но это все равно будет выгоднее, чем уплата возможных пошлины на британскую продукцию, как не произведенную в ЕС. И это – тоже риск.
Но самое страшное – это неопределенность, поскольку никто точно не знает, что будет после брексита. А неопределенность, как известно, плохо влияет на продажи автомобилей.
Прогноз роста европейского автомобильного рынка на 2018 год – всего 2,3% по сравнению с 2017-м. И в основном этот рост произойдет за счет автобусов. Даже в таких странах, как Германия уже замедлились темпы производства и продаж автомобилей.
В то же время, в Китае - рост рынка +40%, в Индии - +14%, в Бразилии - +7%, и даже в Иране больше, чем в Европе - +3%.
Риском также является протекционистская политика США для своих автомобильных производителей. Ведь из Европы в Америку экспортируется 25% автомобилей. Например, у европейских отделений Daimler 12% продукции идет в США, у Audi – 14%, у BMW – 15%, у VW – 25%, у Bentley – больше четверти, у -Lamborghini – больше трети.
Еще одна угроза европейскому автомобильному рынку – это усиление требований по вредным выбросам в атмосферу. И тут все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь фактически широкое распространение автомобилей с дизельными моторами, в свое время мотивировал Киотский протокол. В соответствии с ним, производителям необходимо было сокращать выбросы СО2. А они у дизелей меньше, чем у бензиновых моторов. Но в отличие от бензиновых силовых агрегатов, дизельные наносят большой вред окружающей среде выбросами твердых частиц диоксида азота. В прошлом году 70 немецких городов сообщили о чрезмерном уровне NOx, что может вызвать проблемы с дыханием и преждевременную смерть. Аналогичная картина возникла в Великобритании, Франции и Италии.
Потому, многие потенциальные европейские покупатели решили вообще отложить приобретение нового автомобиля до прояснения обстановки.
Но сложность ситуации «дизель против бензина» состоит еще и в том, что сокращение продаж в Европе автомобилей с дизельными силовыми агрегатами, повысило общий уровень выбросов СО2. И если европейские производители не будут соблюдать правила для вредных выбросов, они рискуют получить штраф в 4,5 млрд. евро. Но новые инженерные решения, которые вынуждены находить и применять автопроизводители для уменьшения вредных выбросов, делают автомобили дороже. Еще дороже делают эксплуатацию автомобилей с ДВС налоги на вредные выбросы.
Исполнительный директор ECG Майк Штургеон представил новый тест для измерения расхода топлива и выбросов CO2 WLTP. Этот новый улучшенный лабораторный тест на потребление топлива заменяет NEDS, который применялся с 1980-х годов. WLTP дополняется тестом Real Driving Emissions (RDE), который будет измерять выбросы загрязняющих веществ при движении в реальных условиях движения на дороге. WLTP обеспечит гораздо более точную основу для расчета расхода топлива на автомобиль и выбросов CO2, поскольку он отражает более реальные факторы и, следовательно, производительность автомобиля на дороге. Этот тест будет применяться ко всем новым регистрациям автомобилей уже с сентября 2018 года.
На сегодняшний день новым требованиям уже полностью соответствуют Volvo, Mitsubishi, Toyota, Lexus, Daimler, Jaguar, Land Rover, Peugeot, Citroen DS,Nissan, Infiniti, Renault Group.
Так европейских автомобильных гигантов стимулируют не только совершенствовать свои бензиновые моторы, но и побыстрее переходить на электромобили. Однако, и тут есть проблема.
По прогнозам крупнейшего профсоюза Германии IG Metal, если, как запланировано программой ЕС, к 2030 году 25% всех автомобилей будут электрическими, 15% — гибридными и 60% — на бензине и дизтопливе, в самой Германии возможно сокращение 75 000 рабочих мест. А более быстрый переход на электромобили грозит немецкой автомобильной индустрии потерей 100 тыс. рабочих мест. В основном, это рабочие, занятые на производстве и сборке двигателей внутреннего сгорания и коробок передач.
Кроме того, для электромобилей в странах Евросоюза еще полностью не подготовлена инфраструктура. И речь не только о зарядных станциях, а и об увеличении нагрузке на сети, которая может повлиять на повышение стоимости электроэнергии. А значит – покупать электрокары будут еще меньше, чем машин с ДВС.
Как сообщил генеральный директор компании «АвтоЛогистика» Павел Гайдай, который принимал участие в Конференции ECG в Мадриде, некоторые европейские логистические операторы настроены настолько пессимистично, что либо уже выходят из этого бизнеса, либо планируют сделать это до 2020 года. По словам господина Гайдая, риски падения производства, экспорта и продаж в Европе настолько велики, что сегодня многие отказываются от обновления парка автовозов. Они считают, что новые грузовики просто не успеют окупиться до, а тем более – после начала стагнации европейского автомобильного рынка. И это очень тревожный сигнал.