В КГГА решили внедрить инновационный общественный транспорт в инфраструктуру города. В столице могут появиться tram-train и BRT. В конце прошлого года КГГА заказала разработку технико-экономического обоснования для этих проектов. Также власти города намерены пересмотреть систему работы городской электрички. Как будет работать этот транспорт и во сколько обойдется городу реализация таких идей – разбирался Mind.
Поставить на рельсы: tram-train
Это трамвай-поезд, который может использовать инфраструктуру железной дороги. По предварительным данным, общая протяженность линии в Киеве составит 37,2 км, из которых 14,7 км – инфраструктура скоростного трамвая. Остальное – инфраструктура железной дороги. Tram-train может развивать скорость до 120 км/ч.
Где запустят? Линия tram-train будет включать два маршрута: «Милославская» – «Северная», и «Дарница» – «Кольцевая дорога». Оба маршрута пройдут через Дарницкий железнодорожный мост. На левобережной части города tram-train пройдет по линии скоростного трамвая, в районе станции «Троещина-2» перейдет на железнодорожное полотно.
Сколько нужно денег? Точную цифру покажет ТЭО. По данным КГГА, проект будет готов к началу лета этого года. В 2016-м стоимость запуска tram-train в КГГА оценивали почти в 10 млрд грн (около 2 млрд – на строительство инфраструктуры, остальное – на приобретение подвижного состава – 80 5-секционных вагонов с низким полом).
Когда появится? Если ТЭО проекта будет готово в срок, строительство могут начать уже в следующем году. По оценкам Сергея Майзеля, экс-директора Департамента транспортной инфраструктуры Киевской городской государственной администрации, реализация проекта займет три-четыре года.
Какой пассажиропоток? Планируется, что ежедневно таким видом транспорта будут пользоваться около 240 000 пассажиров. Это примерно 60% тех объемов, которые за сутки перевозят все трамваи в Киеве.
Коридор для метробуса: BRT (bus rapid transit)
Скоростной транспорт (троллейбус/автобус), который курсирует по специально выделенной (отгороженной) полосе. Скорость движения такого транспорта – около 120 км/ч. Планируется, что в Киеве будет реализована система движения скоростного троллейбуса (как более экологичный вид транспорта).
Где запустят? Метробус пройдет по скоростному коридору от жилмассива «Троещина» до Чоколовки через Московский мост. На правом берегу – мимо станций метро «Петровка», «Дорогожичи», остановки скоростного трамвая «Индустриальная» и через Севастопольскую площадь. Этот проект включает в себя реконструкцию 22 км дорожного полотна и обустройство остановок и пересадочных узлов.
В перспективе линия BRT может быть развита в направлении Дарницкой площади, через Лесной массив.
Сколько нужно денег? По информации КГГА, реализация идеи (маршрут от Троещины до Чоколовки) вместе с закупкой подвижного состава обойдется примерно в 100 млн евро.
Когда появится? ТЭО проекта планируется завершить до конца года. Приступить к строительству намереваются в следующем году. Заместитель мэра Киева Илья Сагайдак говорит, что запустить такой транспорт и обустроить соответствующую инфраструктуру можно за три года.
Какой пассажиропоток? По расчетам специалистов из Всемирного банка, маршрутом между Троещиной и Чоколовкой будут пользоваться до 170 000 пассажиров в сутки. Если линию протянут до Дарницкой площади – пассажиропоток может вырасти на 30%.
Вагон перспектив: городская электричка
Это не новый вид транспорта для Киева – электричка возит пассажиров по городскому железнодорожному кольцу с 2009 года. В парке всего 12 электропоездов. На маршруте работает 11 электропоездов в будние дни и шесть – в выходные. По словам Сергея Литвинова, и. о. директора КП «Киевпасстранс», максимальная пропускная способность одной электрички составляет 50 000 пассажиров в сутки. Но пока все электропоезда в совокупности перевозят около 20 000 пассажиров в сутки (в системе городского общественного транспорта меньше перевозит только фуникулер – от 7000 до 15 000 пассажиров в сутки).
В КГГА хотят увеличить загрузку этого вида транспорта и интегрировать ее в систему городского общественного транспорта.
Что изменят? Подвижной состав городской электрички довольно старый (восемь поездов 1977–1979 годов, а четыре – 2003–2005 годов выпуска). Но закупать и модернизировать электропоезда не планируется. «Если ТЭО tram-train, которое сейчас разрабатывается, получит позитивный вывод – этот новый подвижной состав полностью заменит все электропоезда проекта «Городская электричка», – уточняет Сергей Литвинов.
Среди рассматриваемых вариантов развития маршрутов: продлить путь электрички (tram-train) от станции Троещина по улице Бальзака до улицы Цветаевой (как временный аналог части метрополитена – Подольско-Выгуровской линии).
Сколько нужно денег? Три года назад в КГГА говорили, что на развитие проекта «Городская электричка» необходимо около 2 млрд грн и 1,5 года – кроме продления линии на Троещину, планировалось построить правый поворот на Березняках (чтобы сократить время следования с Троещины до Выдубичей), две новые платформы возле станции метро «Лыбедская» и «Политехнический институт» и обеспечить подвозы к железнодорожным станциям из пригорода.
Какую проблему решит? По расчетам специалистов Департамента транспортной инфраструктуры КГГА, городская электричка может в течение двух лет выйти на объемы перевозок 250 000 пассажиров в сутки. В совокупности, если объединить систему городских трамваев (и tram-train) с городской электричкой, рельсовый вид транспорта мог бы перевозить около 1,1 млн человек. Такое перераспределение потоков в значительной мере разгрузит и метрополитен.
Если городскую электричку интегрируют в систему железнодорожного сообщения с городами-спутниками – она смогла бы перевозить около полумиллиона пассажиров в сутки.
В чем сложность? Городскую электричку запускали как вспомогательного перевозчика на период строительства Подольско-Воскресенского мостового перехода. Развитие новых маршрутов не предусмотрено в Генеральном плане Киева, что затрудняет реализацию проекта.