Ни одна из китайских компаний не попала в список автопроизводителей, с которыми в минувшую пятницу Минэкономразвития РФ подписало меморандумы о намерении работы в режиме "промышленной сборки". Напомним, что это был крайний срок подписания таких соглашений. Это означает, что режим промышленной сборки, включающий льготы по налогам и пошлинам, "китайцы" в России не получат.
Ранее сообщалось, что в МЭРТ находятся 6 заявок от китайских производителей автомобилей и автокомпонентов на организацию промышленной сборки автомобилей, и что последний срок подписания соглашений был назначен на 15 сентября. Замглавы департамента инвестполитики министерства Дмитрий Левченков сообщил в минувшую пятницу, что меморандум был заключен с американской General Motors, планирующей наладить в РФ выпуск автомобилей под брендом Opel. Кроме того, соглашения о намерениях были подписаны с ОАО "Северсталь-авто" по трем проектам - производству грузовиков Isuzu и легковых автомобилей Fiat Linea в промышленно-производственной зоне "Алабуга" в Татарстане, а также легковых Ssang Yong в Набережных Челнах. Остальные компании, подписавшие меморандумы, чиновник не назвал.
При этом Левченков сообщил, что документы не были подписаны ни с одной из китайских компаний. Он пояснил, что, в частности, по проекту соглашения с Great Wall до сих пор нет согласования от Минпромэнерго. Одним из наиболее амбициозных проектов может стать совместное предприятие General Motors и группы ГАЗ по выпуску бюджетных автомобилей. Он может сделать ГАЗ одним из серьезных игроков не только российского, но и мирового автопрома.
Он также отказался комментировать вопрос о том, был ли подписан соответствующий документ с южнокорейской Hyundai, давно заявлявшей о планах создания собственного производства в РФ. В то же время Левченков сообщил, что в ноябре может быть подписано соглашение о промышленной сборке в России автомобилей Mitsubishi.
General Motors подписал с Минэкономразвития меморандум, о готовности построить новый завод по выпуску моделей Opel. Мощность завода составит 25 тыс. машин в год с возможностью расширения до 120 тыс. Начальный объем инвестиций -- $150 млн. Возможные площадки под строительство -- промзона "Шушары" (Санкт-Петербург) или Ленобласть. Завод будет выпускать абсолютно новые модели Opel, названия которых пока не раскрываются. В 2008 году стартует крупноузловая, в первом квартале 2009 года -- мелкоузловая сборка.
SsangYong вместе с ОАО "Северсталь-авто" готов построить новый завод по выпуску легковых моделей. Объем сборки составит 50 тыс. машин, объем инвестиций -- $150 млн. Основой модельного ряда станут кроссоверы. Предприятие может быть построено в Набережных Челнах.
FIAT в партнерстве с "Северсталь-авто" построит завод по выпуску легковых автомобилей -- от 50 тыс. с возможностью расширения, стартовые вложения -- $150 млн. Основной моделью станет новый седан класса С FIAT Linea, который предназначен для рынков России, Китая и Восточной Европы.
Идут переговоры с Volkswagen (VW) о строительстве еще одного завода в Калуге по выпуску коммерческих автомобилей -- 50 тыс. в год. Если решение будет принято, оно будет оформлено дополнением к уже подписанному соглашению VW с Минэкономразвития (концерн строит в Калуге завод легковых автомобилей мощностью 115-150 тыс. машин).
Всего Минэкономразвития анонсировало шесть новых проектов общей стоимостью $1,7 млрд -- это всего вдвое меньше, чем размер соглашений по всем сборочным заводам, подписанным до сих пор.
Если все заявленные проекты состоятся, то, по оценкам министерства, суммарный объем инвестиций по ним до 2011 года составит около $1,7 млрд. "Это настоящий прорыв. Соглашения о промсборке, подписанные нами в течение последних двух лет, дадут российскому автопрому $3,7 млрд инвестиций. То есть за одну пятницу мы подписали соглашений на половину двухгодичного объема",-- подчеркнул Дмитрий Левченков.
После того, как Россия собрала все "сливки" мирового автопрома и "закрыла" выдачу льгот, настает "звездный шанс" Украины. Украина может стать промышленной площадкой для "обиженных" "китайцев", чьи амбиции по продвижению в Европу не стали меньше. Кроме того, Украина также очень большой рынок (В 2007 году - около 500 тыс. автомобилей) и лояльно относится к китайской продукции. Не упустят ли украинские власти такие инвестиционные возможности?