Nokian Tyres оказалась в центре большого шинного скандала

15:04 29.02.2016
Nokian Tyres оказалась в центре большого шинного скандала

Не успели еще утихнуть страсти по «дизельгейту» Volkswagen, как начал стремительно набирать обороты новый скандал, на этот раз в шинной индустрии. В центре внимания оказалась компания Nokian Tyres, которую заподозрили в манипулировании результатами шинных тестов.

Началась эта история в минувшую пятницу с публикации в финском деловом издании Kauppalehti. Его журналисты утверждают, что получили в свое распоряжение email-переписку между сотрудниками Nokian Tyres, где явно говорится о том, что компания на протяжении многих лет предоставляла журналистам зимние и летние шины с измененными (улучшенными) характеристиками, то есть такие, которые созданы специально для испытаний и не производились серийно. Делалось это для того, чтобы любой ценой выиграть сравнительные тесты с конкурентами и стимулировать таким образом рост продаж, увеличение прибыли и повышение биржевых цен акций Nokian Tyres. В публикации также отмечается, что за победы шин Nokian в тестах, ограниченному кругу лиц, причастных к махинациям, якобы выплачивались бонусы.

Журналисты Kauppalehti предполагают, что манипуляции с «особыми» шинами начались примерно в 2005 году и продолжались вплоть до 2014-го. Весь этот период президентом Nokian Tyres был Ким Гран. В сентябре 2014 года его сменил Ари Лехторанта, которому и приходится теперь краснеть за своего предшественника.

На обвинения со стороны финской прессы Лехторанта отреагировал в тот же день, честно заявив, что в прошлом, когда автомобильные СМИ и другие организации просили производителей направить им шины для тестов, деятельной в этой сфере (по всей индустрии) была сомнительной. Но подчеркнул, что в последнее время самые авторитетные автомобильные СМИ и тестирующие организации самостоятельно покупают шины в магазинах и впоследствии проводят повторные испытания.

Лехторанта категорически отверг обвинения в том, что руководство Nokian Tyres каким-либо образом поощряло жульничество с тестами, и выплачивала за это бонусы своим сотрудникам. Более того, Лехторанта заявил, что в прошлом году Nokian Tyres провела полную ревизию своей деятельности, после чего внесла изменения во внутренние правила, касающиеся тестов шин. Теперь там присутствует прямой запрет разрабатывать и производить шины, предназначенные исключительно для тестов автомобильными СМИ.

«Мы приносим извинения и сожалеем об ошибках, допущенных нами в прошлом», - сказал Ари Лехторанта.

Ничего нового

Для специалистов, хорошо знающих шинный бизнес, история с особыми тестовыми шинами не стала ни новостью, ни шоком. Большинство производителей давно занимаются подобными манипуляциями. Все об этом знают, но никто не решается говорить об этом вслух. Хотя бы потому, что доказать факт жульничества почти невозможно. Например, лет 10 назад ходили разговоры о недобросовестности Continental, потом были похожие слухи о Pirelli и других производителях, но все это так и осталось в кулуарах да в курилках. Отдельные компании (Michelin, например) выражали тихий протест, отказываясь давать журналистам шины, пока конкуренты не прекратят производить специальные тестовые образцы, но, опять же, ситуация от этого не менялась. На любые претензии производитель шин всегда найдет что ответить – разница в методиках измерений, другая температура воздуха и асфальта, неправильное давление в шинах, внесли изменения конструкцию и состав резиновой смеси…

Председатель совета директоров Nokian Tyres Петтери Валлден, работающий в компании с 2006 года, считает, что ситуация с подозрениями в манипуляциях с тестами несколько преувеличена: «Это обычная история. Часто журналистам дают испытать шины за полгода до начала массового производства. За это время характеристики конечного продукта могут немного измениться».

Радует только, что производители шин постепенно приходят к осознанию того, что обман – это плохое решение. И есть надежда, что вскоре само понятие «специальные тестовые шины для журналистов» останется в прошлом.

Дизельгейт, да не тот

Важно также понимать, что скандал вокруг Nokian Tyres не имеет ничего общего с нашумевшим «дизельгейтом». В отличие от ситуации с автомобилями Volkswagen Group, программное обеспечение которых было настроено таким образом, чтобы во время замеров соответствовать экологическим стандартам, а в реальной эксплуатации выбросы превышали нормы, Nokian Tyres нельзя обвинить в прямом обмане потребителя. Никто не ставит под сомнение соответствие серийных шин финской компании заявленным характеристикам. Результаты журналистских тестов – это всего лишь результаты журналистских тестов. Они не несут статуса официальной информации. С юридической точки зрения все чисто.

Тем не менее, потери от возникшего скандала будут для Nokian Tyres болезненными. Сразу же после публикации в Kauppalehti стоимость акций компании упала на 9,6%. Потом, правда, пару процентов удалось отыграть, но серьезными могут стать потери не только финансовые, но и репутационные. Особенно в США – на одном из важнейших для Nokian Tyres рынков, где финские шины в последние годы уверенно набирали популярность. Все мы знаем, как щепетильно в Штатах относятся к защите прав потребителей…

InfoCar.ua будет следить за развитием ситуации вокруг шинного скандала и информировать читателей по мере поступления новой информации.


Источник: InfoCar.ua
Назад   ·   Вверх   ·   На главную
© InfoCar.ua 2005 - 2024