Не только отечественные автопроизводители выступают категорически против существенного снижения акциза на подержанные б/у иномарки, предусмотренного нашумевшим законопроектом №3251. Схожую позицию высказали и участники Всеукраинской Ассоциации Автомобильных Импортеров и дилеров, а это, ни много ни мало, 528 активно работающих на рынке компаний. По мнению ВААИД, принятие вышеупомянутого законопроекта приведет к катастрофе - из Украины уйдут инвесторы, закроются автосалоны, десятки тысяч людей останутся без работы. Кроме того, импорт б/у автомобилей станет практически необлагаемым налогами видом бизнеса в Украине, а государственный бюджет будет недополучать 10 миллиардов гривен ежегодно.
Автоимпортеры считают, что при принятии столь глобальных для страны решений следует учитывать позицию, как исполнительной власти Украины (Министерство экономического развития и торговли Украины и Министерство финансов Украины не поддерживают законопроект), так и позицию МВФ, рекомендующего не сокращать доходные статьи Бюджета, а также мировых представительств автоконцернов и посольств стран-партнеров Украины, которые высказали озабоченность в связи с возможным принятием законопроекта №3251.
16 декабря состоялось собрание членов ВААИД, на котором был принят текст Открытого обращения к Президенту Украины, премьер-министру и спикеру Парламента. Предлагаем ознакомиться с полным текстом этого документа:
«От имени 528 компаний-участников Всеукраинской Ассоциации Автомобильных Импортеров и дилеров (ВААИД) информируем Вас о текущем состоянии автомобильного рынка Украины:
Стоит отметить, что в странах ЕС доля официального («белого») рынка составляет 80-90%. В Украине же сегодня официальный рынок составляет 50%. Вторая половина импорта в страну приходится на неофициальных юридических лиц импортеров автомобилей, которые поставляют автомобили, бывшие в употреблении. При этом такие поставки осуществляются в основном с целым рядом нарушений законодательства, в частности:
Фактически, единственное, что сегодня получает государство от таких «бизнесменов», которые работают на рынке б/у авто - это акциз на импорт б/у автомобилей. Размер уплаченного акциза от импорта легковых б/у автомобилей за 9 мес. 2015 составил 0,75 млрд. грн., остальные сборы (НДС, пошлина) – 0,5 млрд. грн., итого – 1,25 млрд. грн. (данные предоставлены Министерством финансов Украины). Он же (акциз на б/у) является ограничительным фактором, чтобы не превратить Украину в европейскую свалку автомобильного металлолома. Несмотря на это, как было указано выше, каждый второй автомобиль в Украине - это б/у импорт. Причина такой ситуации - неравные конкурентные условия работы на рынке.
Рынок б/у авто работает фактически в обход бюджета. К примеру, операторы белого официального рынка платят в бюджет около 40% от розничной цены автомобиля! В это же время операторы сегмента б/у импорта платят 15-20% от розничной цены автомобиля, что и отражается на более выгодных ценовых предложениях.
В случае принятия законопроекта №3251 мы прогнозируем катастрофическую ситуацию на автомобильном рынке. Импорт б/у автомобилей станет практически необлагаемым налогами видом бизнеса в Украине! Никто из покупателей не станет переплачивать 40% от цены нового автомобиля, которые сегодня идут в госбюджет. Основная часть покупателей сделает покупку в сегменте б/у импорта, где не нужно платить налоги. Также под видом б/у автомобилей в Украину начнутся поставки новых автомобилей с целью избежать уплаты налогов.
Итогом этого станет смерть официального автомобильного рынка:
Украина превратится в свалку европейского автомобильного металлолома, как это произошло с рядом стран (Армения, Грузия), где не существует официального автомобильного рынка.
Также обращаем Ваше внимание на крайне важный факт, что Министерство финансов Украины и Министерство экономического развития и торговли Украины уже сделали негативную оценку последствий данного законопроекта, предоставив негативные выводы к проекту закона.
Нам не хотелось бы стать заложниками ситуации, когда на волне дешевого популизма в результате страдают все заинтересованные лица - и импортеры, и производители, и государственный бюджет, и в конечном итоге, автовладельцы».