Предлагаем еще раз задержать внимание на событиях, имевших место на малом кольце автодрома «Чайка». Но на этот раз немного подробнее…

00:00 31.08.2005
Предлагаем еще раз задержать внимание на событиях, имевших место на малом кольце автодрома «Чайка». Но на этот раз немного подробнее…

 Чемпионат Украины по кольцевым автогонкам на «Кубок ТНК» уже перевалил свой экватор. На малом кольце автодрома «Чайка» в прошедшую субботу и воскресенье состоялись пятый и шестой этап этой серии. В первую очередь, итоги финишей, и в особенности воскресные, должны были четко обозначить тех пилотов, которым предстоит сражаться за чемпионскую корону в своих классах на финальных этапах, так как в двух зачетных группах появились несколько претендентов, для которых каждый набранный пункт по окончанию заездов имеет огромное значение. Тем более если речь идет о воскресных гонках, где за дистанцию в 21 круг начисляется в два раза больше очков, чем за субботнюю гонку-спринт, состоящую из 14 кругов.

Многие из участвующих в нынешнем чемпионате за тот перерыв, что разделял финиш четвертого и старт пятого этапов, восстанавливали свою боевую технику и покупали свежие комплекты резины, так как абразивная поверхность полотна «Чайки» больше похожа на наждачную бумагу, которая не щадит ни метал, ни дерево, ни тем более резину. А серьезная подготовка обещала серьезную и интересную борьбу. Но прежде, чем перейти к воскресным событиям, к тому, на сколько они были интересны и насколько оправдали надежды фанатов, хотелось бы немного отвлечься и отметить, что нынешний чемпионат проходит в здоровой и добродушной атмосфере, если не брать в расчет традиционно-сложные взаимоотношения директора автодрома «Чайка» Протасова-старшего с организаторами чемпионата. Сам факт проведения кольцевых гонок и возможность сдуть пыль со своих спортивных и гоночных автомобилей, да еще и побороться друг с другом, вселяет определенный оптимизм в спортсменов, в чем можно убедиться, походив в зоне сервиса и пообщавшись с оными.

Кроме этого радует еще один важный момент – появление новых молодых пилотов в Чемпионате Украины. Речь идет об Андрее Круглике, Максиме Волынце, Владимире Апостолюке, Ирине Протасовой, Олеге Скузе и Олеге Гурове. Все они являются дебютантами кольца в разных классах и во время проведения нынешнего сезона уже успели о себе заявить. Апостолюк и Скуз пришли в кольцо из картинга, где стали настоящими звездами. Андрей Круглик результативно выступал в мотокроссе и попробовал себя на зимних трековых гонках, а Ирина Протасова в нынешнем сезоне выиграла любительское ралли, проходившее в Киеве в начале весны, и попробовала свои силы на первом этапа Кубка Украины по ралли-спринту. О Максиме Волынце и Олеге Гурове мы пока информацией не располагаем, но обязательно пообщаемся с ними отдельно.

И еще одно имя и фамилия пилота, правда, далеко не «новые», опубликованные в предварительном списке заявленных на гонку в классе А12 (а это Дмитрий Рыбак), вселяло надежду, что хотя бы под конец сезона младшему Протасову осложнят жизнь в кольцевом чемпионате. Не секрет, что Рыбак является одним из сильнейших «кольцевиков» Украины, тем более техника, на которой он выступал до недавнего времени в Чемпионате Украины по ралли - Subaru Impreza WRX STI, позволила бы Рыбаку на равных сражаться с Юрием. Но этому не суждено было произойти, так как в последний момент Рыбак отказался участвовать в соревнованиях.

Что же касается непосредственно гонки в классе «у Юры Протасова, то описывать ее нет надобности. Впрочем, по ходу заезда у неискушенного зрителя могло сложиться впечатление, что и Андрей Круглик, и Владимир Апостолюк конкурируют с Юрой за лидирующие позиции Однако, на самом деле, это были очередные тренировки для одноклубников по отработке техники обгона и борьбы «колесо в колесо». Хотя, кое-что примечательного в гонке класса А12 все же произошло.

Перед стартом соревнования произошел один случай, который стал прологом будущих скандальных событий. И Юрий, и Леонид Протасов опоздали с подачей своих автомобилей в зону накопителя. Они выехали из зоны сервиса в тот момент, когда сефети-кар уже увел в сторону линии старт/финиш остальных пилотов: Андрея Круглика, Игоря Круглика, Владимира Апостолюка и Ирину Протасову. Но опоздание к старту, похоже, ничуть не смутило ни отца, ни сына, так как после того, как сефети-кар покинул трассу, и гонка вошла в свой привычный режим, Протасов-младший, стартуя с последнего места, уже через несколько кругов был лидером. А Леонид Протасов, проехав один круг, дабы поберечь технику перед заездом в своем классе, вернулся в боксы, и через некоторое время пополнил многочисленные ряды зрителей. Но факт, как говорят, имел место – после нескольких оповещений директора гонки о том, чтобы пилоты подавали свои автомобили в зону накопителя, семья Протасовых на эти оповещения реагировала с откровеным опозданием.

А теперь, после коротенького описания предсказуемых событий в классе А12, самое время перейти к гонке в «кузовном» классе Е9, которая, как показало развитие событий, оказалась совершенно непредсказуемой. Хотя, надо признать, что надежда на интересную и захватывающую борьбу за победу между  Леонидом Протасовым, Андреем Кругликом и Олегом Джулаем все-таки тлела в сердцах собравшихся вдоль трассы болельщиков. Но никто перед стартом не мог себе представить, сколь драматически сложится сюжет предстоящего соревнования.

Первую стартовую позицию занимал победитель пятого этапа Андрей Круглик на ВАЗ-21112, за ним в гонку со второго места должен был уйти Леонид Протасов на автомобиле Ford Escort RS 2000 (который, к слову, на этот раз вовремя подал свой автомобиль к выезду на трассу), ну а третье стартовое место оставалось за Олегом Джулаем на ВАЗ-2108. С четвертой позиции стартовал Андрей Рощенко, а с пятого - Олег Гуров. Такова была предварительная диспозиция.

После старта, ко все усиливающемуся разочарованию, все пилоты находились на своих позициях, и несколько кругов на трассе ничего не происходило. Между лидерами гонки сохранялся отрыв в три-четыре секунды, и складывалось впечатление, что пилоты пребывают в поиске оптимального ритма для себя и для автомобиля. И первым, кому удалось этот ритм нащупать, стал Олег Джулай - к финишу десятого круга Олег уже плотно «висел» на заднем бампере автомобиля Леонида Протасова. Несколько кругов борьбы, и Джулай вышел на вторую позицию. К тому времени Круглик имел более-менее солидный отрыв от остальных пилотов, но Джулай с каждым кругом все ближе и ближе подбирался к лидеру гонки, а когда до финиша оставалось чуть более четырех кругов, Олег перешел к активным атакующим действиям.

Несомненно, что корректная борьба этих двух талантливых пилотов стала украшением всего воскресного дня. Олег яростно атаковал, а Андрей не менее яростно защищался. А когда пилоты в плотной связке ушли на последний круг, стало ясно - развязка гонки может произойти буквально в последних поворотах кольца, так как именно здесь Олег Джулай ранее пытался атаковать Круглика. Перед предпоследним левым поворотом Джулаю удалось занять внутренний радиус. На выходе из этого виража между автомобилями соперников произошел легкий контакт колесами, который все же заставил Круглика «ловить» свой ВАЗ, на мгновение потерявший сцепление задних колес с асфальтом, и этого хватило для того, чтобы Андрей сбавил темп. К последнему правому повороту Джулай и Круглик подъехали одновременно, и хотя Андрей занимал более выгодную позицию, находясь на внутреннем радиусе, у Олега скорость на входе была выше…  Так состоялась одна из самых красивых побед нынешнего чемпионата, которая стала первой победой Олега Джулая в кольцевом сезоне 2005 года…

А пока три автомобиля, показавших лучшие результаты в классе Е9, стояли в режиме закрытого парка, у пилотов класса Е8 появился приличный временной отрезок, чтобы подготовить к старту свои автомобили. Когда же режим закрытого парка был снят, директор соревнования пригласил участников подавать свои автомобили в зону накопителя, где их ожидал сефети-кар. Сергей Малик, Игорь Круглик, Эдуард Шестериков, Вадим Ерохин и Серов Руслан, который сумел побороть проблемы с охлаждением двигателя, в эту зону прибыли вовремя. После пяти минут ожидания сефети-кар повел «дисциплинированную группу» к месту старта. И только тогда, когда судьи на нулевом посту закрывали выезд из зоны накопителя, из боксов вылетел Максим Волынец, а через некоторое время появилась и Ирина Протасова. Максим чудом проскочил судейский пост, однако судья старта/финиша отправил Волынца обратно в зону накопителя, где уже стояла Ирина, которую судью не выпускали на трассу. Таким образом, пилотам предстояло стартовать из зоны накопителя, по схеме, опробованной ранее двумя Протасовыми.

Но Леонида Протасова такое развитие событий совсем не устраивало. После безрезультатного спора с судьей нулевого поста директор автодрома «Чайка», обойдя бетонный отбойник, вместе с единомышленниками просто перекрыл участок трассы и остановил сефети-кар, который уже успел увести пелотон на первый прогревочный круг. После жесткого разговора со спортивными комиссарами, находившимися в машине безопасности, Протасов разблокировал трассу, а Ирину и Максима выпустили на полотно, где они заняли позиции, согласно результатам, показанным в субботней гонке, так как предыдущую процедуру страта пришлось отменить и назначить новую. Таким образом, заезд в классе Е8 возобновился, и пилоты уже в полном составе ушли на два прогревочных круга.

Гонку выиграл Сергей Малик с солидным перевесом над Игорем Кругликом и Максимом Волынцом, которые заняли второе и третье места, соответственно. Справедливости ради следует подчеркнуть, что всю дистанцию гонки Ирина Протасова, финишировавшая четвертой, пыталась обогнать Волынца и выйти на третью позиции, но, в отличие от субботней гонки, на этот раз сделать этого Ирине не удалось. Даже несмотря на то, Игорь Круглик всеми силами пытался сдержать Максима. За пятую позицию между Ерохиным Вадимом и Шестериковым Эдуардом так же велась отчаянная битва, местами переходившая в жесткий контакт, но зрелищная дуэль закончилась сходом Ерохина на 11 круге гонки. А на 17 круге Руслан Серов вынужден был сойти с дистанции из-за традиционных проблем с двигателем.

Но вернемся к предстартовому инциденту. Леонид Протасов своей акцией протеста добился трех вещей: 10 очков в копилку чемпионата для Ирины (она ведет борьбу за чемпионский титул), штрафа в размере 1000 гривен, согласно решению Коллегии Спортивных Комиссаров, принятого на основании пункта 5.9.5 (неспортивное поведение) общего регламента, и обвинений по пункту 11.6.6 (нарушение правил стартовой процедуры). Согласно таблице пенализации, за нарушение пункта 11.6.6. Протасову грозит дисквалификация…

Есть мнение, что Леониду Протасову не стоило действовать столь революционными методами, не использовав всех доступных цивилизованных методов решения возникшей проблемы. По словам официальных лиц, в случае если бы Леонид заранее предупредил о том, что автомобиль Ирины не готов к старту, то, ввиду малого количества участников, ему бы обязательно пошли на встречу и перенесли бы старт на несколько минут, необходимых Ирине, чтобы подать автомобиль в зону накопителя. По крайней мере, представители команды ЛСА ХАДИ, столкнувшись с техническими проблемами перед стартом одного из этапов, к такому приему благополучно прибегли - попросили официальных лиц задержать процедуру старта, и в этой просьбе отказа не получили.

Но, увы, Леонид Протасов ничего подобного не сделал. А если вспомнить, что Леонид и Юрий Протасовы опоздали к старту класса А12, то невольно возникает вопрос – а существует ли для них дисциплина, которой придерживаются остальные гонщики? И имеет ли право пятнадцатикратный Чемпион Украины, многократный Чемпион СССР и директор автодрома вести себя подобным образом? Или не имеет? А если учитывать то, что Ирина претендует на чемпионский титул, как, кстати, и сам Протасов-старший, то не следовало ли им приложить максимум усилий, чтобы не нарушить ни единого пункта правил соревнований, дабы не давать «оружия» в руки «некомпетентных» судей?

Теперь что касается процедуры старта. Если бы автомобили стартовали с места, то для этого действия существуют правила, прописанные в общем регламенте. Но, так как запланированная прямая старт/финиш не была подготовлена перед стартом первого этапа чемпионата (догадайтесь, кем?), Коллегией спортивных Комиссаров было принято решение в целях безопасности внедрить процедуру старта «с ходу», которая регламентировалась специально изданным внутренним протоколом, в котором описывался весь этот процесс. С этим документом были ознакомлены все участники и представители участников соревнований, по крайней мере, пять этапов подряд ни у кого, в том числе и у Протасовых, не возникало проблем с этим важным моментом.

Далее. Не стоит забывать, что за пятнадцать минут до старта директор соревнований просил всех участников подавать автомобили в зону выезда на «кольцо». Делал он это несколько раз, через определенный период времени, и не услышать его было физически невозможно, так как ретрансляторы стояли в 20-30 шагах от зоны сервиса. Более того, директор предупреждал (чего он, в принципе, делать и не должен был) о том, что те, кто вовремя не подадут автомобиль, рискуют не попасть на старт.

Словом, можно долго рассуждать на эту тему, приплетая сюда и политику с Сергеем Маликом, обвиняя последнего в том, что такая ситуация ему выгодна с точки зрения чемпионского титула. С другой стороны, если чемпионат завершиться после шестого этапа, что вполне возможно, в случае если Протасов откажется принимать на «Чайке» «кольцо», а проводить его более негде, то кому тогда выгоден такой расклад? Можно много говорить и о не соответствии техническому регламенту большинства автомобилей, хотя «тех.рег.» просто «отпустили», ограничившись объемом двигателя и требованиями к безопасности, лишь для того, чтобы наполнить чемпионат и дать возможность выехать всем желающим без каких-либо ограничений. Мало того, технический регламент согласовывался с гонщиками, и с их стороны организаторы встретили поддержку и понимание.

Можно вспомнить и Александра Медведченко, у которого вместо топливного бака, как оказалось, стояла обыкновенная канистра, и о том, что для такого спортивного автомобиля еще не созданы технические требования, и в какой класс его допускать тоже никто не знает. Можно со всех сторон «повертеть» этот чемпионат по кольцу как кубик Рубика и найти массу изъянов, отметив, что гонки проводятся не по логике жестких правил, а «по понятиям»: нашли деньги, восстановили старую технику, ударили с организатором по рукам - и поехали. Но почти так начинались практически все международные соревнования, обрастая, со временем, идеологией, спортивной культурой, традициями, более совершенными правилами, трассами, спортивной инфраструктурой, спонсорами и современной техникой.

И нет ничего удивительного в том, что Чемпионат Украины по кольцу находится в стадии зарождения, а гонщикам-кольцевикам просто негде ездить, и они перекочевывают в ралли. И нет ничего удивительного в том, что легендарный автодром «Чайка», которому впору процветать, как этот было во времена его молодости, принимает у себя гонки стрит-рейсеров, а последние кольцевые соревнования здесь проводили в 1998 году. И разговорами о том, что на картодроме «Чайка» проходят международные соревнования по картингу, не отведешь глаза окружающим, которые видят, в каком отвратительном состоянии находится главная ценность этого комплекса – кольцевая трасса, в свое время отвечавшая всем международным стандартам.

Слова директора автодрома, сказанные на одной из пресс-конференций, о том, что кондиции полотна восстановят благодаря тому, что щели, сквозь которые растет трава, будут заделаны, и что появится больше зон безопасности, остались всего лишь словами. А превращать слова в дело никто тем более не будет, когда до конца сезона осталось всего ничего. Из этого можно сделать вывод – пока у автодрома «Чайка» не появится конкурент в виде нового кольца, хотя бы национального статуса, способного перетянуть на себя все автомотоспортивные соревнования кольцевого характера, ни о какой реконструкции «Чайки», к сожалению, речи быть не может, так как эту реконструкцию можно было провести давным-давно имея на то желание и волю.

Между прочим, в следующем году этому автодрому исполняется 30 лет, и будем надеяться, что свой юбилей он встретит не в лохмотьях бомжа, а в солидном, согласно историческому статусу, смокинге. Если это случиться, то наше издание обещает опубликовать интереснейший материал об истории этого автодрома, о гонщиках и соревнованиях проходивших здесь.

Возвращаясь же на малое кольцо «Чайки», а именно - к заезду класса Формула-1600, хотелось бы заострить внимание на том, что Алексею Варавину уже ни кто не помешает взять очередной чемпионский титул. Этот сезон показал, что Варавин остается сильнейшим формульным пилотом Украины. Воскресный заезд он вновь выиграл в одни ворота, так что Александру Арманду, который финишировал на второй позиции, следует хорошо подумать над своими дальнейшими действиями, для того, чтобы составить конкуренцию киевлянину в следующем сезоне. Тоже самое можно сказать и об Александре Колодяжном, который не собирается смотреть на заднее антикрыло «Эстонии» Варавина…

Состоятся ли седьмой и восьмой этапы Чемпионата Украины по кольцевым автогонкам на «Кубок ТНК», покажет время. А для тех, кто как и мы на это надеется, предлагаем подсчитать, кто из пилотов двух зачетных групп Е8 и Е9, и при какой ситуации, сможет набрать наибольшее количество очков, учитывая тот факт, что в случае проведения от 3 до 5 гонок, в зачет берется вся сумма очков минус один худший результат. А если проведено от 6 до 8 соревнований – вся сумма минус два худших результата. Следует помнить, что при полной дистанции существует следующая система начисления очков: 1-е место – 20, 2-е место – 15, 3-е место – 12, 4-е место – 10, 5-е место – 8, 6-е место – 6, 7-е место – 4, 8-е место – 3, 9-е место – 2 и 10-е место – 1 пункт. Очки же, заработанные пилотами в гонке-спринт, в два раза меньше тех, которые приведены выше. Пока же картина в четырех классах, учитывая четыре лучших результата показанные каждым из пилотов, выглядит так:

Спортивные автомобили Е8
Фактические и зачетные очки после 6 этапов

Ирина Протасова

 

57,5

52,5

2. Сергей Малик

 

46

46

3. Руслан Серов

 

41

41

4.  Максим Волынец

 

29

29

5. Сергей Поспелов

 

27,5

27,5

6. Игорь Круглик

 

25

21

7. Эдуард Шестериков

 

20

20

8. Александр Пинчук

 

17

17

9. Вадим Ерохин

 

15

15

10. Борис Донской

 

7,5

7,5

11. Вячеслав Цветков

 

4

4

12. Сергей Авилов

 

0

0

Спортивные автомобили Е9

 
1. Леонид Протасов

 

74,5

55

2. Андрей Круглик

 

67,5

60

3. Олег Джулай

 

51,5

45,5

4. Андрей Рощенко

 

32

32

5. Владимир Рощенко

 

15

15

6. Владимир Апостолюк

 

14

14

7. Олег Гуров

 

14

14

8. Анатолий Радивилов

 

8

8


Спортивные автомобили А12
3 и 4 этап для этого класса не состоялся
 
1. Юрий Протасов

 

60

2. Андрей Круглик

 

45

3. Ирина Протасова

 

33

4. Владимир Апостолюк

 

18

5. Игорь Круглик

 

12

6. Леонид Протасов

 

5


Гоночные автомобили Е8
 
1. Алексей Варавин

 

70

60

2. Олег Гайдамаченко

 

53

39

3. Александр Арманд

 

42

42

4. Николай Шалдуга

 

31

31

5. Александр Колодяжный 

 

27,5

27,5

6. Константин Кузнецов

 

26

26

7. Алексей Шурепов

 

21

21

8. Валерий Марачевский

 

11

11

9. Сергей Малик

 

10

10

10. Юрий Федоренко

 

10

10

11. Олег Скуз

 

8

8


Источник: auto.sport.com.ua
Назад   ·   Вверх   ·   На главную
© InfoCar.ua 2005 - 2015